Дата публикации: 27.03.2025

Инфраструктура рынка инвестиционных услуг в странах БРИКС: правовые вопросы

Аннотация

Обеспечение функционирования рынка инвестиционных услуг обусловливает эффективное перераспределение ресурсов в наиболее важные на текущий момент отрасли экономики, что, в свою очередь, позволяет формировать стратегию экономического развития страны. Данные функции выполняет система субъектов, обеспечивающих работу рынка инвестиционных услуг, которые составляют инфраструктуру данного рынка. В настоящей статье рассмотрен опыт стран БРИКС в построении инфраструктуры рынка инвестиционных услуг и сделан вывод о возможности использования такого опыта в Российской Федерации.




В отечественной традиции принято в основном стимулировать инвестиционную активность в реальном секторе экономики, при этом финансовые инвестиции зачастую оказываются вне рамок интереса законодателя, который рассматривает их исключительно в контексте правил рынка ценных бумаг. В зарубежных странах инвестиционный рынок больше привлекает интерес государства, так как посредники на таком рынке, аккумулируя в своих руках значительные объемы капитала, могут влиять на выбор сфер вложения инвестиций, а значит становятся важными субъектами реализации государственной инвестиционной политики. Для структурных изменений в российской экономике требуются значительные ресурсы, которые на среднесрочном горизонте могут быть обеспечены, в первую очередь, за счет внутренних источников, а инвестиционный рынок должен вносить вклад в формирование таких ресурсов через механизмы трансформации сбережений в инвестиции. В настоящей статье мы рассмотрим опыт стран БРИКС в построении инфраструктуры рынка инвестиционных услуг.

Прежде чем обратиться к опыту правового регулирования рынка инвестиционных услуг коллег по интеграционному объединению, уточним, что рынок инвестиций является одним из сегментов финансового рынка, который, в свою очередь, является важной сферой национальной экономики. Функционирование финансового рынка невозможно без системы посредников, обеспечивающих надлежащий переток и распределение финансовых ресурсов. Система посредников, чья деятельность заключается в обеспечении эффективного взаимодействия между инвесторами и реципиентами инвестиций по поводу вложения средств и имущества, представляет собой инфраструктуру рынка инвестиционных услуг.

Инфраструктура рынка определяется учеными как совокупность институтов, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования, а финансовой (инвестиционной) услугой признается услуга, оказываемая профессиональным участником рынка (т.е. лицом, обладающим лицензией, выданной уполномоченным регулирующим органом) на основании договора с целью передачи денежных средств (или иного имущества, подвергнутого денежной оценке), отчуждаемых инвестором, в пользу реципиента инвестиций.

Если в отечественном праве понятие инвестиционной услуги разработано лишь на доктринальном уровне и не отражено в законодательстве, то в некоторых зарубежных странах дела обстоят несколько иначе. Так, в Директиве Европейского Парламента и Совета от 15 мая 2014 г. № 2014/65/EU о рынках в сфере финансовых инструментов и поправках к Директиве № 2002/92ЕС и Директиве № 2011/61/EU (MIFID) инвестиционная услуга определяется через перечень видов конкретных инвестиционных услуг. Для европейского права в целом характерно более целостное восприятие рынка инвестиционных услуг, сделана попытка систематизации законодательства о финансовых инвестициях. Страны БРИКС же в основном имеют разрозненные нормы регулирования финансовых инвестиций, так как рынок инвестиционных услуг в них не имеет столь развитых традиций, как в европейских странах.

Список литературы

1. Белицкая А.В. Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики : монография / А.В. Белицкая. Москва : Юстицинформ, 2018. 559 с.
2. Белицкая А.В. Принципы возвратности, платности и срочности в контексте правовой квалификации инвестирования и заемных обязательств / А.В. Белицкая, Е.Б. Лаутс // Банковское право. 2022. № 2. С. 24–31.
3. Гузнов А.Г. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности : монография / А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская. Москва : Норма, ИНФРА-М, 2016. 304 с.
4. Десаи И. Краткое руководство по исламским финансам : монография / И. Десаи ; перевод с английского ; под редакцией Ш.А. Шовхалова. Махачкала : Формат, 2020. 133 с.
5. Доронина Н.Г. Международное частное право и инвестиции : монография / Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина. Москва : ИЗИСП, 2012. 270 с.
6. Майфат А.В. Инвестирование: способы, риски, субъекты : монография / А.В. Майфат. Москва : Статут, 2020. 174 с.
7. Метелева Ю.А. Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования / Ю.А. Метелева. Москва : Юриспруденция, 2008. 291 с.
8. Barbosa J.S. Brazil / J.S. Barbosa, P.E. Penna // International Survey of Investment Adviser Regulation / eds. by M.L. MacHarg, K.J. Berman. 3rd Edition. Kluwer Law, 2012. P. 109–128.
9. Zhao L. Crowdfunding in China: Turmoil of Global Leadership / L. Zhao, Y. Li // Advances in Crowdfunding. Research and practice / eds. by R. Shneor, L. Zhao, B.T. Flåten. Cham : Palgrave Macmillan, 2020. P. 273–296. <a href="https://doi.org/10.1007/978-3-030-46309" target="_blank">https://doi.org/10.1007/978-3-030-46309</a>

Остальные статьи