Инфраструктура рынка инвестиционных услуг в странах БРИКС: правовые вопросы
Аннотация
Обеспечение функционирования рынка инвестиционных услуг обусловливает эффективное перераспределение ресурсов в наиболее важные на текущий момент отрасли экономики, что, в свою очередь, позволяет формировать стратегию экономического развития страны. Данные функции выполняет система субъектов, обеспечивающих работу рынка инвестиционных услуг, которые составляют инфраструктуру данного рынка. В настоящей статье рассмотрен опыт стран БРИКС в построении инфраструктуры рынка инвестиционных услуг и сделан вывод о возможности использования такого опыта в Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 03/2025 |
Страницы | 56-61 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-3-56-61 |
В отечественной традиции принято в основном стимулировать инвестиционную активность в реальном секторе экономики, при этом финансовые инвестиции зачастую оказываются вне рамок интереса законодателя, который рассматривает их исключительно в контексте правил рынка ценных бумаг. В зарубежных странах инвестиционный рынок больше привлекает интерес государства, так как посредники на таком рынке, аккумулируя в своих руках значительные объемы капитала, могут влиять на выбор сфер вложения инвестиций, а значит становятся важными субъектами реализации государственной инвестиционной политики. Для структурных изменений в российской экономике требуются значительные ресурсы, которые на среднесрочном горизонте могут быть обеспечены, в первую очередь, за счет внутренних источников, а инвестиционный рынок должен вносить вклад в формирование таких ресурсов через механизмы трансформации сбережений в инвестиции. В настоящей статье мы рассмотрим опыт стран БРИКС в построении инфраструктуры рынка инвестиционных услуг.
Прежде чем обратиться к опыту правового регулирования рынка инвестиционных услуг коллег по интеграционному объединению, уточним, что рынок инвестиций является одним из сегментов финансового рынка, который, в свою очередь, является важной сферой национальной экономики. Функционирование финансового рынка невозможно без системы посредников, обеспечивающих надлежащий переток и распределение финансовых ресурсов. Система посредников, чья деятельность заключается в обеспечении эффективного взаимодействия между инвесторами и реципиентами инвестиций по поводу вложения средств и имущества, представляет собой инфраструктуру рынка инвестиционных услуг.
Инфраструктура рынка определяется учеными как совокупность институтов, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования, а финансовой (инвестиционной) услугой признается услуга, оказываемая профессиональным участником рынка (т.е. лицом, обладающим лицензией, выданной уполномоченным регулирующим органом) на основании договора с целью передачи денежных средств (или иного имущества, подвергнутого денежной оценке), отчуждаемых инвестором, в пользу реципиента инвестиций.
Если в отечественном праве понятие инвестиционной услуги разработано лишь на доктринальном уровне и не отражено в законодательстве, то в некоторых зарубежных странах дела обстоят несколько иначе. Так, в Директиве Европейского Парламента и Совета от 15 мая 2014 г. № 2014/65/EU о рынках в сфере финансовых инструментов и поправках к Директиве № 2002/92ЕС и Директиве № 2011/61/EU (MIFID) инвестиционная услуга определяется через перечень видов конкретных инвестиционных услуг. Для европейского права в целом характерно более целостное восприятие рынка инвестиционных услуг, сделана попытка систематизации законодательства о финансовых инвестициях. Страны БРИКС же в основном имеют разрозненные нормы регулирования финансовых инвестиций, так как рынок инвестиционных услуг в них не имеет столь развитых традиций, как в европейских странах.