Преемственность и рецепция в конституционном праве Латвии: политико-правовые интерпретации
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы преемственности и рецепции в конституционном праве Латвийской Республики постсоветского периода государственности. Обозначены основные источники преемственности и рецепции временного и пространственного свойства. Исследуются реставрированные конституционные акты Латвии, действующие в настоящее время в соответствии с актуальным национальным политико-правовым интерпретированием. Выявлены и обозначены формы и виды конституционной преемственности Латвийской Республики. Анализируется воздействие преемственности и рецепции на современное конституционное право Латвии.
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 03/2025 |
Страницы | 51-55 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-3-51-55 |
Фундаментальные политико-правовые изменения 90-х годов XX в. обусловили кардинальные и неоднозначные по характеру и последствиям преобразования, актуализировав вопросы определения парадигмы государственности и интенсифицировав публично-правовое строительство с применением преемственности и рецепции. Национально-правовая дилемма обозначалась совокупностью объективных факторов: потребностью в новых конституциях и изменениях учредительных основ государственности; отличающимися ориентирами политического спектра и наличием однородного, общего советского политико-правового и конституционного пространства.
Новый этап конституционного развития Латвийской Республики инициирован процедурой суверенизации и принятием «нового» Основного Закона. Анализ конституционного акта позволяет выявить множество видовых объектов преемственности и рецепции. Конституция Латвийской Республики является опосредованно-преемственным актом довоенной государственности и единственной восстановленной в полном объеме конституцией досоветского периода из перечня стран, бывших в составе Союза ССР. Латвия, декларировав опосредованную преемственность конституционного материала как основу конституционного принципа непрерывности развития Латвийского государства, реставрировала Конституцию 1922 г., при разработке которой реципировался значительный объем положений Конституции Германского государства (Веймарской государственной конституции) 1919 г. Юридико-правовое оформление обозначило провозглашение Верховным Советом Латвийской ССР Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики и возобновление действия статей Конституции 1922 г. В течение непродолжительного периода одновременно действовали конституционные положения реставрированной Конституции 1922 г. (ст. 1, 2, 3, 6) и положения Конституции Латвийской ССР (с поправками и в части положений, не противоречащих ст. 1, 2, 3, 6 Конституции 1922 г.). Пятый сейм Латвии (опосредованно-преемственный, реставрированный конституционно-правовой институт) на первом заседании восстановил Конституцию 1922 г. в полном объеме.
В настоящее время Конституция Латвии 1922 г. действует с дополнениями и не является единым высшим нормативным актом государства, так как в публично-правовой системе Латвии применяются акты «конституционного ранга», имеющие юридическую силу, приравненную к нормам Конституции. Согласно правовым позициям Конституционного суда Латвийской Республики «основы конституционного регулирования Латвийского государства обобщены в Конституции, однако наравне с ней сохранили свою юридическую силу нормы Декларации о Латвийском государстве (от 27 мая 1920 г.), Декларация независимости и Конституционный закон, поскольку они не заменены нормами Конституции». В Основном Законе принцип опосредованной преемственности закреплен на системно-конституционном уровне.