Дата публикации: 27.03.2025

Место государственных гарантий и страхования в стимулировании инвестиционной деятельности

Аннотация

В статье сделан вывод о том, что предоставление государственных гарантий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных гарантий органами местного самоуправления, а также страхование инвестиционных рисков выступают важными финансово-правовыми стимулами активизации инвестиционной деятельности, так как позволяют повысить комфорт для инвесторов путем снижения их инвестиционного, а для финансирующих организаций путем снижения их кредитного риска. Ни государственные гарантии, ни страхование инвестиционного риска не должны признаваться прямой мерой поддержки государством инвестиционной сферы, а государство не должно становиться непосредственным участником финансирования инвестиционных проектов посредством таких инструментов.




В настоящее время на частных инвесторов перекладывается бремя финансирования реализации многих инвестиционных проектов, направленных на удовлетворение публичного интереса. В частности, большие надежды на бизнес возлагаются в плане восстановления отечественной промышленности и обеспечения импортонезависимости нашего государства, а также в плане создания транспортной, социальной и иной инфраструктуры. Данные проекты могут быть реализованы в рамках государственно-частного партнерства с использованием таких инструментов, как, например, специальные инвестиционные контракты, офсетные договоры, инфраструктурные договоры. Вместе с тем данных гражданско-правовых конструкций может быть недостаточно для достижения эффективного результата, в связи с чем необходимо также вовлечение в процесс стимулирования инвесторов финансово-правовых средств. К таким средствам можно отнести государственные гарантии и систему страхования инвестиций.

В целях привлечения частных инвестиций в решение социально значимых задач необходимо сделать полезный эффект от инвестиций как для общества и государства, так и для самого частного инвестора, что достигается с помощью использования совокупности правовых средств ограничительного и стимулирующего характера, в том числе финансово-правовых стимулов. Инвесторы осуществляют вложения в собственных интересах с учетом инвестиционного риска, который неизбежно сопровождает реализацию инвестиционных проектов. Данный риск заключается в возможности потери вложенных средств, неполучения или недополучения тех финансовых выгод, на которые инвестор разумно мог рассчитывать, принимая решение об участии в проекте. Чем меньше инвестиционный риск, тем более инвестор мотивирован осуществлять вложения. В этой связи, как справедливо указывается в научной литературе, инвестирование будет тем более привлекательно, чем больше инвестор будет уверен в защищенности своей деятельности и обеспечении гарантиями со стороны государства и иных участников.

Представляется, что система гарантирования на рынке ценных бумаг является важной составляющей финансовой инфраструктуры, которая должна защищать права и интересы инвесторов. Данная система может быть представлена как независимыми гарантиями, которые предоставляются банками и иными финансирующими организациями в основном под обеспечение кредитных договоров, так и государственными гарантиями Российской Федерации и ее субъектов, которые являются мерой государственной поддержки для реализации важных с точки зрения интересов государства и общества инвестиционных проектов.

Государственная гарантия по российскому законодательству является одним из видов государственных долговых обязательств, который, однако, признается в научной литературе условным или потенциальным, а также вероятностным долгом, так как подлежит оплате только в случае, если заемщик не выполнит свое обязательство перед кредитором. Согласно п. 1 ст. 114 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение обязательств лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Список литературы

1. Егорова А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности / А.А. Егорова // Предпринимательское право. 2021. № 2. С. 26–33.
2. Щеблетов А.А. Реализация принципов финансового права в законодательстве об инвестиционной деятельности / А.А. Щеблетов // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 2. С. 208–213.
3. Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты страхования инвестиционной деятельности / Е.В. Терехова // Вопросы экономики и права. 2012. № 5. С. 116–120.
4. Спиридонова О.И. Система гарантирования на рынке ценных бумаг. Особенность нереализованного проекта / О.И. Спиридонова, С.С. Тропская // Финансовое право. 2023. № 7. С. 26–29.
5. Максимович Н.А. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательства : диссертация кандидата юридических наук / Н.А. Максимович. Санкт-Петербург, 2003. 167 с.
6. Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения : монография / В.Н. Лисица ; научный редактор М.И. Клеандров. Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2011. 467 с.
7. Кузнецов С.В. Правовое регулирование деятельности банка развития по гарантийной поддержке общественно значимых проектов / С.В. Кузнецов // Право и экономика. 2021. № 12. С. 66–72.
8. Кобзарь-Фролова М.Н. О гармонизации инвестиционного законодательства Российской Федерации / М.Н. Кобзарь-Фролова // Финансовое право. 2023. № 9. С. 23–28.
9. Карпов К.А. Финансово-правовое регулирование системы страхования финансовых рисков розничных инвесторов в Российской Федерации / К.А. Карпов // Финансовое право. 2024. № 4. С. 31–34.
10. Белицкая А.В. Банк как субъект реализации государственной инвестиционной политики / А.В. Белицкая // Банковское право. 2018. № 2. С. 43–48.
11. Доронина Н.Г. Международное частное право и инвестиции : монография / Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина. Москва : ИЗИСП, 2012. 272 с.
12. Данилов Ю.А. Экономическая модель компенсационного фонда в России / Ю.А. Данилов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 1. С. 87–104.
13. Гришина Я.С. Публичная гарантия как правовое средство имущественной поддержки и обеспечения обязательства по банковскому кредиту субъекта социального предпринимательства / Я.С. Гришина // Банковское право. 2015. № 5. С. 16–25.
14. Викторова Н.Н. К вопросу о страховании иностранных инвестиций / Н.Н. Викторова // Международное публичное и частное право. 2009. № 1. С. 5–7.
15. Богданова А.В. Условия предоставления государственных гарантий в Российской Федерации / А.В. Богданова // Реформы и право. 2015. № 2. С. 26–30.
16. Богданова А.В. Государственный кредит: публично-правовые отношения, оформленные гражданско-правовым договором / А.В. Богданова // Право и экономика. 2012. № 12 (298). С. 59–65.
17. Белицкая А.В. Государство как участник и регулятор инвестиционных отношений в рамках государственно-частного партнерства / А.В. Белицкая // Бизнес, Менеджмент и Право. 2017. № 1–2. С. 42–46.

Остальные статьи