Место государственных гарантий и страхования в стимулировании инвестиционной деятельности
Аннотация
В статье сделан вывод о том, что предоставление государственных гарантий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных гарантий органами местного самоуправления, а также страхование инвестиционных рисков выступают важными финансово-правовыми стимулами активизации инвестиционной деятельности, так как позволяют повысить комфорт для инвесторов путем снижения их инвестиционного, а для финансирующих организаций путем снижения их кредитного риска. Ни государственные гарантии, ни страхование инвестиционного риска не должны признаваться прямой мерой поддержки государством инвестиционной сферы, а государство не должно становиться непосредственным участником финансирования инвестиционных проектов посредством таких инструментов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 03/2025 |
Страницы | 16-21 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-3-16-21 |
В настоящее время на частных инвесторов перекладывается бремя финансирования реализации многих инвестиционных проектов, направленных на удовлетворение публичного интереса. В частности, большие надежды на бизнес возлагаются в плане восстановления отечественной промышленности и обеспечения импортонезависимости нашего государства, а также в плане создания транспортной, социальной и иной инфраструктуры. Данные проекты могут быть реализованы в рамках государственно-частного партнерства с использованием таких инструментов, как, например, специальные инвестиционные контракты, офсетные договоры, инфраструктурные договоры. Вместе с тем данных гражданско-правовых конструкций может быть недостаточно для достижения эффективного результата, в связи с чем необходимо также вовлечение в процесс стимулирования инвесторов финансово-правовых средств. К таким средствам можно отнести государственные гарантии и систему страхования инвестиций.
В целях привлечения частных инвестиций в решение социально значимых задач необходимо сделать полезный эффект от инвестиций как для общества и государства, так и для самого частного инвестора, что достигается с помощью использования совокупности правовых средств ограничительного и стимулирующего характера, в том числе финансово-правовых стимулов. Инвесторы осуществляют вложения в собственных интересах с учетом инвестиционного риска, который неизбежно сопровождает реализацию инвестиционных проектов. Данный риск заключается в возможности потери вложенных средств, неполучения или недополучения тех финансовых выгод, на которые инвестор разумно мог рассчитывать, принимая решение об участии в проекте. Чем меньше инвестиционный риск, тем более инвестор мотивирован осуществлять вложения. В этой связи, как справедливо указывается в научной литературе, инвестирование будет тем более привлекательно, чем больше инвестор будет уверен в защищенности своей деятельности и обеспечении гарантиями со стороны государства и иных участников.
Представляется, что система гарантирования на рынке ценных бумаг является важной составляющей финансовой инфраструктуры, которая должна защищать права и интересы инвесторов. Данная система может быть представлена как независимыми гарантиями, которые предоставляются банками и иными финансирующими организациями в основном под обеспечение кредитных договоров, так и государственными гарантиями Российской Федерации и ее субъектов, которые являются мерой государственной поддержки для реализации важных с точки зрения интересов государства и общества инвестиционных проектов.
Государственная гарантия по российскому законодательству является одним из видов государственных долговых обязательств, который, однако, признается в научной литературе условным или потенциальным, а также вероятностным долгом, так как подлежит оплате только в случае, если заемщик не выполнит свое обязательство перед кредитором. Согласно п. 1 ст. 114 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение обязательств лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).