Дата публикации: 03.04.2025

Проблемы включения криптовалюты в конкурсную массу должника

Аннотация

Авторы анализируют место криптовалюты в системе объектов гражданских прав, а также юридические проблемы включения криптовалюты в конкурсную массу должника в ходе процедуры несостоятельности (банкротства). В статье приводятся рекомендации по обнаружению криптовалюты арбитражным управляющим, обосновывается необходимость включения криптовалюты в конкурсную массу, исследуются проблемы хранения и реализации криптовалюты арбитражным управляющим.




Перманентный процесс цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе в экономической сфере, обуславливает необходимость правового осмысления новых явлений информационной реальности. Многие вновь появляющиеся цифровые явления обладают имущественной ценностью, соответственно, появляется потребность включения их в систему регулирования имущественных отношений. Одним из инновационных продуктов цифровизации стала технология распределенных реестров, на основании которой возникли цифровые активы, приложения децентрализованных финансов, криптовалюты и цифровые валюты центральных банков.

Появление перечисленных объектов привело к возникновению целого ряда проблем в сфере их имущественного оборота. Очевидно, что указанные объекты могут обладать стоимостью, причем часто их стоимость достаточно существенна. Например, стоимость наиболее известной криптовалюты биткоин сегодня превышает 90 тыс. долларов США (более 9 млн рублей), а с момента его появления в 2010 г. до 2017 г. не превышала 1 тыс. долларов США. По данным Центрального Банка Российской Федерации, объем сделок российских граждан с криптовалютами достигает 5 млрд долларов США в год.

Указанные обстоятельства обусловили внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ). В 2019 г. в ст. 128 ГК РФ добавился новый объект гражданских прав — цифровые права. В 2023 г. — цифровые рубли. Также в ГК РФ появилась ст. 141.1 «Цифровые права». Но появление указанных объектов в правовом поле существенно не изменило ситуацию с возникающими проблемами при владении и обороте криптовалют. Федеральный закон включил в категорию «цифровые права» две разновидности данных прав: цифровые финансовые активы и цифровую валюту. Но криптовалюта не является ни тем ни другим, в результате чего она осталась без необходимого на данный момент правового регулирования. В Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют отмечается, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует законодательное регулирование такого высокорискованного финансового инструмента, как цифровая валюта (криптовалюта), что приводит к росту теневой экономики, мошенничества, к дестабилизации экономики в целом.

Развитие рынка цифровых активов поставило перед юридической наукой и практикой целый ряд проблем: защищаются ли права собственников криптовалюты при сделках, при мошеннических действиях; возможен ли залог указанных объектов; возможно ли совершать сделки с данными объектами юридическим лицам; возможно ли вносить их в уставный капитал юридического лица; каков порядок наследования данных объектов и др. Отдельная группа проблем возникла в ходе процедур несостоятельности (банкротства). Если должником является физическое лицо, криптовалюта выступает вполне интересным вариантом спрятать свое имущество от его включения в конкурсную массу. В то же время высокая ликвидность и стоимость криптовалюты вызывают у кредиторов заинтересованность во включении ее в конкурсную массу должника для последующей продажи. Данная ситуация ставит перед арбитражным управляющим целый ряд правовых и организационных проблем.

Во-первых, имелись проблемы относительно того, включается ли криптовалюта должника в конкурсную массу. В соответствии со ст. 131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон № 127-ФЗ) конкурсная масса — это все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе него. Определение категории «имущество» в гражданском законодательстве отсутствует, но, исходя из анализа ст. 128 ГК РФ следует, что имущество включает в себя вещи и иное имущество. В иное имущество в том числе входят имущественные права. По своим юридическим качествам криптовалюта очевидно соответствует категории «имущественные права». Однако отсутствие правового регулирования криптовалюты первоначально приводило к тому, что суды отказывались включать ее в конкурсную массу, аргументировав это тем, что криптовалюта не относится к объектам гражданских прав и находится вне действия правового поля Российской Федерации.

Список литературы

1. LegalTech в сфере предпринимательской деятельности : монография / Р.Н. Адельшин, Е.И. Андреева, Л.В. Андреева [и др.] ; ответственные редакторы И.В. Ершова, О.В. Сушкова. Москва : Проспект, 2023. 200 с.
2. Валов К.В. Правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты / К.В. Валов // Законность. 2024. № 7. С. 51–57.
3. Тагаева С.Н. Правовой режим криптовалюты в системе объектов гражданских прав в Российской Федерации / С.Н. Тагаева // Юридический вестник. 2023. № 1 (13). С. 57–62.
4. Хорошавин М.Ю. К вопросу о включении криптовалюты в состав конкурсной массы должника при банкротстве / М.Ю. Хорошавин // Цивилист. 2024. № 4. С. 66–73.
5. Шишмарева Т.П. Криптовалюта в составе конкурсной массы несостоятельного должника / Т.П. Шишмарева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 7. С. 37–43.

Остальные статьи