Дата публикации: 03.04.2025

Особенности рассмотрения дел о майнинге

Аннотация

В статье отражены результаты проведенного автором исследования сложившейся судебной практики по делам о майнинге криптовалюты. Исследование охватило не только вопросы рассмотрения сущностных характеристик майнинга криптовалюты как деятельности, подлежащей правовой регламентации, но и вопросы использования его конечного результата — криптовалюты. Автором сформулирован вывод о том, что отсутствие правовой регламентации существенных аспектов майнинга и сделок с криптовалютой создает почву для судейского усмотрения, а следовательно, приводит к реализации судами правотворческой функции. Однако это имеет негативные последствия для развития криптовалютного рынка: нестабильность и инертность судебной практики. Главными аспектами, подлежащими исследованию судами при рассмотрении дел и в отношении которых требуется законодательное регулирование, являются: экономический характер осуществления майнинга, правовой режим криптовалюты и порядок определения ее принадлежности.




Поскольку термин «майнинг» имеет англоязычное происхождение и переводится на русский язык как «добыча чего-либо (в том числе полезных ископаемых)», то будет верным уточнить, что предметом настоящего исследования является майнинг цифровой валюты. Именно таким термином воспользовался законодатель для обозначения уже получившей широкое распространение криптовалюты в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ. Однако указанный закон, преимущественно направленный на установление правил функционирования платформ цифровых финансовых активов, не обеспечил исчерпывающую любые вопросы регламентацию выпуска и оборота именно цифровой валюты.

Как известно, 8 августа 2024 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 221-ФЗ, основным содержанием которого стало усиление государственного контроля за майнингом криптовалют на территории страны. Принятию указанного закона предшествовало бурное обсуждение, выразившееся в правовых инициативах различных вовлеченных регуляторов (Центральный Банк России, Правительство Российской Федерации и т.д.) относительно отдельных аспектов механизма правового регулирования, в том числе порядка использования энергетических ресурсов. Этот шаг является очевидным с учетом неустанного наращивания объемов рынка майнинга, во многом обусловленного благоприятными экономическими условиями на территории страны, а также взятой законодателем общей политики реализации и применения в обороте цифровых активов и валюты.

Несмотря на то, что майнинг криптовалюты не подвергался подробной правовой регламентации, а равно не был подвержен абсолютному или относительному запрету на его осуществление до 2024 г., он ввиду его фактического осуществления субъектами гражданского оборота и совершения хозяйственных операций с криптовалютой на основании гражданско-правовых договоров ранее все же выступал предметом оценки правоприменительных органов. Так, судебная практика по делам, в которых фигурирует тем или иным образом криптовалюта и ее майнинг, весьма обширна и противоречива.

В первую очередь следует обратить внимание на особенности рассмотрения дел о майнинге в связи с взиманием платы за электроэнергию. В этом значении особенную важность приобретает правовая сущность майнинга в разрешении вопроса: по каким тарифам должна исчисляться плата за электроэнергию, используемую при майнинге? Майнинг невозможно определить без использования специальной технической терминологии, ведь он сводится к генерации новых блоков, точнее монет, посредством математических и иных видов вычислений. А это обуславливает потребность в специализированном оборудовании, обеспечивающем высокую мощность за счет поступаемого потока электроэнергии. Но объектом потребления электроэнергии все же может быть жилое помещение или жилой дом, гараж. Энергоснабжающие организации в случае выявления существенного расхода электроэнергии предъявляют требования об оплате электроэнергии по повышенному тарифу, отличному от тарифа, установленного для бытового потребления.

В юридической доктрине майнинг признают сложной экономико-правовой технологией, которую невозможно признать предпринимательской ввиду четко установленных законом признаков таковой. Однако существует и противоположное мнение, в частности, отмечается возмездный характер майнинга, выражающийся как в генерации новых блоков, монет, так и в получении денежных средств в результате продажи сгенерированной цифровой валюты.

Список литературы

1. Герцен П.О. Судебная защита прав на криптовалюту: современный нарратив, проблемы и перспективы / П.О. Герцен, А.Ю. Чурилов // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2023. № 4. С. 16–27.
2. Девицкий Э.И. К вопросу о содержании принципа баланса публичных и частных интересов // Академический юридический журнал. 2024. Т. 25. № 1. С. 46–53.
3. Ершова И.В. Майнинг и предпринимательская деятельность: в поисках соотношения / И.В. Ершова, Е.В. Трофимова // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6 (103). С. 73–82.
4. Коржова И.В. Концепция правового регулирования майнинга / И.В. Коржова // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1 (217). С. 88–95.
5. Костюнина О.В. Соотношение юридической аргументации и правового мышления / О.В. Костюнина // Академический юридический журнал. 2024. Т. 25. № 2. С. 197–206.
6. Максуров А.А. Майнинг как юридическая и информационная категория / А.А. Максуров // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12. № 2. С. 256–265.

Остальные статьи