Дата публикации: 03.04.2025

Правовые инструменты нивелирования факторов нестабильности финансового рынка в условиях санкций недружественных стран

Аннотация

Статья посвящена анализу правовых инструментов, с помощью которых возможно нивелировать факторы нестабильности финансового рынка в условиях санкционного давления. Автором проанализированы мнения ученых по проблемным и дискуссионным вопросам, связанным со стабилизацией ситуации на финансовом рынке. Предложены правовые инструменты и основные направления развития регуляторных мер с целью нивелирования факторов нестабильности финансового рынка.




Государство в современных условиях должно обладать «способностью обеспечить долговременное планирование всех ключевых аспектов своей деятельности… быстро адаптироваться к внезапным кризисным явлениям», при этом сохраняя стратегические цели развития, которые закреплены в стратегических документах. Введение недружественными странами санкций не является фатальным фактором нестабильности ни для функционирования финансового рынка, ни для государства в целом, более того, «экономические санкции могут даже усилить экономику… мотивировать ее сосредоточиться на производстве и экспорте вторичной и третичной продукции, что приведет к большей продуктивности, способствующей более высокому росту экономики и повышению уровня жизни».

Санкции недружественных стран в условиях введения вторичных ограничений на экономическое взаимодействие отрицательно влияют на все без исключения национальные финансовые рынки, в том числе на рынки этих государств, вызывая структурную трансформацию межгосударственных финансовых рынков. В научном сообществе довольно широко представлены мнения о степени и оценке действия санкций, с которыми столкнулась наша страна. Если резюмировать, выделяют несколько факторов, оказывающих влияние на эффективность ограничений в виде санкций: асимметрия издержек между инициатором и мишенью, длительность (краткосрочные или долгосрочные), количество стран-инициаторов (односторонние или многосторонние), политический режим, социогуманитарность, комплексность (целевые или комплексные).

Большинство этих мер напрямую или косвенно связаны с функционированием финансового рынка. В отношении стабильности системы финансового рынка существуют мнения, что у экономики, независимо от выбранной парадигмы развития, «есть финансовые режимы, при которых она нестабильна… система склонна переходить от стабильных режимов к нестабильным в период экономического процветания» , следовательно, невозможно урегулировать экономические процессы так, чтобы они находились в стабильном положении, но возможно сделать их более управляемыми, в этом и состоит одна из основных целей регулятора, закрепленная в законе о Банке России . А именно в ст. 3 содержится положение, что целью его деятельности является «обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации» . Однако на действия регулятора оказывают влияние, даже в условиях санкций недружественных стран, решения международных финансовых организаций, которые и находятся под прямым контролем указанных стран. Регулятор, стремясь стабилизировать банковскую систему, не учитывает влияния принятых им решений, так как кредитное сжатие означает недоинвестирование других секторов экономики, последствием которого будет отсутствие развития производства, энергетики и т.д. Заемные средства необходимы в качестве инвестиций для расширения и развития, в том числе для достижения поставленных целей технологического суверенитета в соответствии со стратегическими документами, что в конечном счете отрицательно влияет на экономическое развитие нашей страны. Кроме этого, в Послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию (далее — Послание Президента РФ) отражено, что «банковская система, фондовый рынок должны в полной мере обеспечивать приток капитала в экономику, в ее реальный сектор».

Список литературы

1. Васянина Е.Л. Обязательства в механизме финансово-правового регулирования / Е.Л. Васянина // Финансовое право. 2024. № 5. С. 2–5.
2. Васянина Е.Л. Правовое регулирование денежно-кредитного механизма / Е.Л. Васянина // Финансовое право. 2023. № 8. С. 2–5.
3. Гринберг Р.С. Оценка эффективности экономических санкций: возможности систематического анализа / Р.С. Гринберг, С.А. Белозеров, Е.В. Соколовская // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 2. С. 354–374.
4. Камышанский В.П. Запрет майнинга и оборота криптовалюты в России: проблемы и тенденции / В.П. Камышанский // Власть Закона. 2021. № 4. С. 12–19.
5. Кондратьева Н.Б. Цифровая повестка дня ЕАЭС: от понимания феномена к рекомендациям / Н.Б. Кондратьева // Русская политология. 2019. № 2 (11). С. 12–16.
6. Кучеров И.И. Отдельные вопросы финансово-правового регулирования цифровой экономики: цифровая валюта / И.И. Кучеров // Финансовое право. 2021. № 4. С. 3–8.
7. Мисроков Т.З. Российская Федерация как один из ключевых архитекторов новой системы Евразийской безопасности / Т.З. Мисроков // Право и управление. 2022. № 9. С. 27–29.
8. Овчинникова Ю.Е. Психологические факторы принятия инвестиционного решения / Ю.Е. Овчинникова // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С. 177–184.
9. Пещеров Ю.Г. Проблема разработки регионами страны рациональных нормативно-правовых основ стратегического управления / Ю.Г. Пещеров, Г.И. Пещеров // Административное право и процесс. 2024. № 5. С. 50–52.
10. Ручкина Г.Ф. Правовое обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации / Г.Ф. Ручкина // Банковское право. 2024. № 2. С. 7–16.
11. Стрельников Е.В. Финансовый рынок России: устойчивость и механизмы реализации стабилизации : монография / Е.В. Стрельников. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2021. 184 с.
12. Танасова А.С. Банковское регулирование операций проектного финансирования / А.С. Танасова, М.П. Цховребов // Банковское право. 2019. № 5. С. 49–59.

Остальные статьи