Дата публикации: 03.04.2025

Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски

Аннотация

Выступая флагманом процессов цифровизации и цифровой трансформации, финансовая сфера выглядит привлекательной для реализации пилотных проектов апробации и внедрения машиночитаемого права. В статье рассматриваются предпосылки использования соответствующих информационных технологий, искусственного интеллекта в финансово-правовом регулировании и правореализации, анализируются особенности источников финансового права на примере Бюджетного кодекса РФ. Особое внимание уделено исследованию перспектив и потенциальных рисков внедрения машинописного и машиноисполняемого права в финансовую сферу на примере бюджетной деятельности публично-правовых образований. Делается вывод о превалировании утилитарного подхода в применении новых технологий в правовой действительности, что, с одной стороны, рассматривается как проявление определенного технологического оптимизма, убежденности в способности искусственного интеллекта заменить человека при составлении текстов правовых актов и исполнении их предписаний, а с другой стороны, является предостережением развития возможных негативных сценариев.




Факт цифровизации и цифровой трансформации современного общества становится обыденным явлением. Ответ на вопрос о том, быть или не быть цифровой трансформации общества, выглядит решенным положительно. В настоящее время речь идет о глубине проникновения цифровых феноменов в социальные связи. Цифровая трансформация не только вплотную приблизилась к такому социальному феномену, как право, но ставит задачи преобразования его путем машиночитаемости в форме машинописи и, как результат, машиноисполнения. Просматриваются и выглядят привлекательными преимущества этих процессов, в то же время риски — ощущаемы, однако не вполне очевидны, не полностью осознаваемы, а главное, отсутствует четкое понимание возможностей и способов их минимизации.

Финансово-правовая сфера традиционно выступает флагманом процессов цифровизации и цифровой трансформации, предпосылки этого более чем очевидны и иллюстрированы практикой.

Так, например, с содержанием Конституции РФ, основополагающим актом для всего российского законодательства, состоящим из 15 141 слова, что тождественно 126 720 знакам, можно ознакомиться за 1,5 часа. Гражданский кодекс РФ в четырех частях содержит примерно 264 400 слов. В свою очередь, Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 финансовый год и плановый период 2026 и 2027 годов» состоит из более 635 400 слов, что превышает 4 474 500 знаков. Учитывая, что средняя скорость чтения человека составляет 120–180 слов в минуту, процесс ознакомления с этим актом займет непрерывно около 3 суток (примерно 8,5 рабочих дней по 8 часов рабочего времени). Кроме того, закон о бюджете относится к актам ограниченного периода действия, которые принимаются на один финансовый год. Ежегодно в достаточно сжатые сроки (от 3 до 5 месяцев) готовится новый проект закона о федеральном бюджете, принимается в пределах 3-месячного срока в четырех чтениях с многочисленными поправками и исполняется в течение календарного года. При таком объеме финансово-правовой информации можно только восхищаться уровнем нормотворчества, правоприменения и правореализации в бюджетной сфере. В таких условиях преимущества цифровизации и цифровой трансформации финансовой деятельности государства, в частности ее бюджетной составляющей, более чем востребованы.

Гордостью бюджетного процесса 2019 финансового года и планового периода 2020 и 2021 гг. явилось формирование исполнительными органами власти и внесение Правительством РФ в октябре 2018 г. проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган власти — Федеральное Собрание (Государственную Думу) исключительно в электронном виде, в форме электронного документа. В целом же с 2013 г. в подсистеме «Бюджетное планирование» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» происходит полный процесс подготовки законопроекта федерального бюджета. Это обеспечивает абсолютную прозрачность планирования федерального бюджета, охват полного цикла подготовки законопроекта и единство справочной информации.

Процесс работы над бюджетом 2025 финансового года и планового периода 2026 и 2027 гг. выглядит еще более технологичным. В 2024 г. Минфин РФ впервые использовал искусственный интеллект в бюджетном процессе. Запущенная совместно со «Сбером» нейросеть пока помогает автоматизировать сопоставление данных и прочие рутинные процессы с точностью попадания выше 80%. Технологии помогают в сопоставлении кодов бюджетной классификации (обозначают статьи доходов и расходов федерального бюджета) и привязанных к ним результатов. Минфин подготовил базу данных, на основании чего была обучена система — AI-агент (ArtificialIntelligence — искусственный интеллект).

Список литературы

1. Кирюшкин М.В. Алгоритмические преобразования в юриспруденции / М.В. Кирюшкин // Российский юридический журнал. 2007. № 3 (55). С. 17–27.
2. Кнут Д. Искусство программирования. В 4 томах. Т. 1 Основные алгоритмы : перевод с английского / Д. Кнут. Москва [и др.] : Вильямс, 2002. 720 с.
3. Комин А.В. Применение алгоритмов в юриспруденции / А.В. Комин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2023. Т. 23. № 2. С. 74–79.
4. Кормен Т. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Кормен, Ч. Лейзерон, Р. Ривест, К. Штайн. Москва : МЦНМО, 2002. 906 с.
5. Правовые инструменты обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации : монография / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.Л. Васянина, С.В. Запольский [и др.] ; под общей редакцией М.Н. Кобзарь-Фроловой [и др.]. Воронеж : Научная книга, 2023. 354 с.
6. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования : научно-практическое пособие / М.О. Дьяконова, А.А. Ефремова, О.А. Зайцев [и др.] ; под редакцией И.И. Кучерова, С.А. Синицына. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. 376 с.

Остальные статьи