Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы теории и практики, возникающие в связи с обеспечением жильем детей, обладающих специальным правовым статусом (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). Определено, что момент возникновения их субъективного права на жилье определен достижением возраста 18 лет, а внесение таких детей по достижении ими возраста 14 лет в списки в качестве нуждающихся служит необходимой предпосылкой для полноценной реализации данного права на практике.
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 02/2025 |
Страницы | 31-33 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2025-2-31-33 |
Ребенок является носителем прав и обязанностей, определенных законом, что позволяет ему быть участником различных правоотношений, механизм реализации которых предопределяет необходимость учитывать особенности такого субъекта. К числу наиболее социально значимых прав ребенка относится право на жилье, гарантированное Конституцией РФ (ст. 40), реализация которого конкретизирована в нормах ЖК РФ (ст. 109.1), других федеральных законах.
Указанные положения определяют особенности предоставления жилого помещения детям, обладающим специальным правовым статусом – статусом сироты и лица из числа детей-сирот. Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – № 159-ФЗ) такие дети имеют право на обеспечение жилыми помещениями на основе договора найма специализированных жилых помещений при условии соблюдения ряда требований. Их право на жилье может быть реализовано, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются признано невозможным.
Проблемы, возникающие на практике в связи с применением указанных норм, обусловлены не только их разным толкованием, но и упоминанием в их содержании оценочных категорий (нуждаемость, невозможность проживания, учетная норма, санитарные и технические требования и проч.). Учитывая, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 ЖК РФ), финансовые возможности субъектов могут существенно различаться, что может влиять на реализацию соответствующих полномочий по предоставлению жилья детям указанной категории в зависимости от субъекта, на территории которого они проживают. В целях исключений возможных ограничений дискриминационного характера для указанных категорий детей должны быть сформулированы единые требования в части обеспечения их жильем, определяемые независимо от места их проживания (или временного пребывания). Предоставление жилья должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, на безвозмездной основе и однократно, что отвечает назначению принципа приоритетной защиты прав детей, относящихся к данной категории. Дополнительным аргументом в пользу такого вывода является содержание отдельных норм, системно учитывающих законные интересы таких детей. Так, законом предусмотрены не только условия, соблюдение которых позволяет претендовать на жилое помещение, но и основания, наличие которых не препятствует таким детям реализовать свое субъективное право на жилье. В частности, не учитывается их имущественное положение, не имеет правового значения возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются (п. 1). Не считается надлежащим исполнением такой обязанности предоставление жилого помещения, не отвечающего требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством. Например, обеспечение жилым помещением менее учетной нормы, не отвечающим санитарно-техническим требованиям (подп. 2, 3 ч. 4 ст. 8 № 159-ФЗ). Вместе с тем, реализация гарантированного законом права, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, обусловлена соблюдением обязательного требования о включении таких детей в списки, что является основанием для принятия решения о предоставлении им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по месту их проживания.