Дата публикации: 27.03.2025

Авторские права в сфере мультипликации: предпринимательский аспект

Аннотация

В статье рассматривается мультипликационная деятельность с точки зрения предпринимательства. Из понятия интеллектуальной собственности выводится определение анимационного фильма, примером которого служит мультфильм «Смешарики». Обращается внимание на новаторство в предпринимательской деятельности. Обозначаются проблемы коммерциализации интеллектуального продукта, приводятся конкретные примеры нарушения авторских прав на товарные знаки из судебной практики и предлагаются пути решения обозначенных пробелов в рассматриваемой сфере.




В наше время, когда информация и знания становятся всё более ценными, защита интеллектуальной собственности, включая авторское право, становится особенно важной. Авторское право – это инструмент, который обеспечивает справедливое вознаграждение создателям произведений и стимулирует творческую деятельность. К сожалению, нарушения авторского права всё ещё остаются проблемой в современном обществе. Пиратство в сфере интеллектуальной собственности наносит значительный ущерб правообладателям и снижает мотивацию авторов создавать новые произведения. Нарушения могут проявляться в разных формах: незаконное копирование, распространение, публичный показ и исполнение произведений без разрешения правообладателя.

Обратимся к законодательному аспекту: ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации дает нам представление об интеллектуальной собственности через следующее определение: результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, и раскрывает его (понятие) через такие составные части, как произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы и другие.

Рассмотрим более детально произведения науки, литературы и искусства, которые охраняются авторским правом – институтом интеллектуальной собственности, важность которого мы подчеркнули в начале.

В рамках рассматриваемого права можно выделить отдельный элемент – аудиовизуальное произведение, которое регулируется ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из смысла статьи вытекает, что к данному объекту авторского права относятся видеофильмы и другие подобные произведения, например мультипликационные.

Что же представляют из себя мультипликационные фильмы и как они связаны с предпринимательской деятельностью? Для определения понятия и его содержания обратимся к ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Мультипликация и анимация близки по смыслу, поэтому, исходя из вышеуказанного определения, можно сделать вывод, что анимационный фильм – то же самое, что привычный всем нам мультфильм. То есть, законодательно закреплено правовое понимание мультфильмов, которые большинство из нас смотрели в детстве и смотрят до сих пор, видя красивую, красочную картинку, но не задумываясь о том, что же такое «мультфильм» с правовой точки зрения, так как это название вызывало и продолжает вызывать лишь приятные эмоции в предвкушении просмотра интересного сюжета. Отсюда и вытекает взаимосвязь мультипликации с деятельностью предпринимателей, ведь кто, как не они, руководит всем процессом совершенствования тех самых сюжетов?

Список литературы

1. Бережная Е.В. К вопросу об инновационном характере предпринимательской деятельности / Е.В. Бережная // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10–2. С. 113–115.
2. Гладких И.В. Смешарики: герои мультфильма уходят в бизнес (учебный кейс) / И.В. Гладких, С.А. Старов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2009. № 3. С. 149–173.
3. Мурашова К.Б. Роль авторского права в создании современных мультфильмов / К.Б. Мурашова. URL: <a href="https://hsedesign.ru/project/3185eec783174a4980d5563bee682a1b" target="_blank">https://hsedesign.ru/project/3185eec783174a4980d5563bee682a1b</a>
4. Стогова Е. «Вне политики». Производитель «Смешариков» – о доходах, росте и проблемах / Е. Стогова // RBC.ru. 2023. 24 января.

Остальные статьи