Дата публикации: 03.04.2025

Некоторые аспекты процессуального взаимодействия третейских судов с судами общей юрисдикции при выполнении запросов об истребовании доказательств

Аннотация

В статье анализируются нормы гражданского процессуального кодекса, а также положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ) от 10 декабря 2019 г. № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» (далее — Постановление 53), в части, касающейся процедуры взаимодействия третейского суда и соответствующего компетентного государственного суда общей юрисдикции по вопросу получения письменных, вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей. Обращается внимание на то, что в силу специфики организации и деятельности третейских судов существует реальная проблема исполнения запросов об истребовании доказательств.




В силу принципов деятельности третейских судов обязанность доказывания возлагается на стороны третейского разбирательства. Значение доказательственной деятельности трудно переоценить. От того, как стороны смогут состязаться в этом процессе, зависит результат дела, имеющий особое значение для каждой стороны. Обращение в третейский суд диспозитивно для сторон и основано на их доброй воле, изложенной в арбитражном соглашении. В любом цивилизованном правовом государстве должны существовать альтернативные варианты реализации субъективного права на защиту. Практика деятельности существовавших до 2017 г. третейских судов вызывала вполне обоснованную критику, что обусловило необходимость проведения их кардинальной перестройки.

1 сентября 2016 г. вступил в силу новый закон об арбитраже (третейском разбирательстве) (далее – ФЗ № 382). Основанием начала реформы третейских судов послужили серьезные проблемы в их организации и деятельности. В пояснительной записке к проекту закона об арбитраже указывалось на то, что сложившаяся на тот момент ситуация с третейскими судами не позволяет обеспечить высокий уровень третейского разбирательства, а также реальную востребованность данного института со стороны участников гражданского оборота. Одной из целей создания третейских судов является идея многообразия форм защиты прав, свобод и законных интересов.

Третейский суд всегда являлся альтернативой судебной форме и соответственно не входил в систему органов государственной власти и не относился к судебной системе Российской Федерации. Арбитраж (третейское производство) – альтернативная несудебная форма защиты права, для которой характерно взаимное согласие участников спора, выраженное в арбитражном соглашении для разрешения конфликта между ними независимым и беспристрастным арбитром. Новый закон об арбитраже предложил такую организацию третейских судов, которая по идее должна стать прогрессивным способом борьбы с так называемыми «карманными судами».

Несмотря на то, что деятельность третейских судов строится на принципе минимизации вмешательства компетентного суда, тем не менее существуют механизмы их взаимодействия в случаях, определяемых федеральным законом. Однако есть принципиальные различия между сферами такового в отношении различных видов третейских судов.

Под взаимодействием понимается определенный правовыми нормами порядок реализации своих взаимных прав и исполнения обязанностей между субъектами отношений (компетентным судом и третейским судом), целью которого является достижение задач, стоящих перед ними, в частности, по своевременному и правильному рассмотрению спора между участниками соответствующего конфликта.

Список литературы

1. Андреев Д.А. Содействие государственных судов третейским судам в получении доказательств / Д.А. Андреев // Третейский суд. 2021. № 2 (126). С. 103–117.
2. Терехова Л.А. Выполнение судами функций содействия в отношении третейских судов / Л.А. Терехова // Вестник гражданского процесса. 2016. № 6. С. 54–62.

Остальные статьи