Дата публикации: 03.04.2025

Доступ к конституционному судопроизводству в РФ при подаче обращений в условиях применения информационных технологий (в контексте исполнения решений Х Всероссийского съезда судей)

Аннотация

Возможность подачи электронных обращений в Конституционный Суд РФ формируется в рамках общегосударственной модели информационного взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации. Уникальность правового статуса Конституционного Суда РФ, разрешающего исключительно вопросы права в рамках своих полномочий на обширной территории Российской Федерации, образует особую потребность в организации оптимальных документных коммуникаций в условиях реализации задач цифровизации судебной деятельности.




Достижение «цифровой зрелости» в государственном управлении является важнейшим показателем развития России. Суды в Российской Федерации, как отмечалось в постановлении Х Всероссийского съезда судей от 1 декабря 2022 г. № 1 «О развитии судебной системы Российской Федерации», занимают одно из ведущих мест в Европе по внедрению электронных технологий, которые обеспечивают доступность правосудия и дистанционную реализацию процессуальных прав участников судопроизводства. Апробация правил судебного документирования и документооборота, приёма процессуально значимых документов в электронном виде в Конституционном Суде РФ имеет во многом опережающие характеристики и образует индивидуальную опытную базу для распространения автоматизированных информационных технологий в судебном делопроизводстве.

С принятием в 2010 г. Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» были созданы основы для нормативного регулирования правоотношений, связанных с предоставлением данных услуг федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и иными структурами. Исходя из дефиниции термина «государственная услуга» (ст. 2 рассматриваемого Закона), судебной властью государственные услуги не оказываются. Это лишает Конституционный Суд РФ, как и другие суды в России, статуса субъекта в сфере предоставления государственных услуг при обмене информацией. В то же время унификация правил в осуществлении электронного документооборота в РФ достигается посредством исполнения требований модульного акта – Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими публичные функции, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 9 июня 2016 г. № 516. С принятием данного документа все органы государственной власти в России обязаны принимать документы заявителей в форме электронного документа, создавать для этого специальную технологическую инфраструктуру, а также обеспечивать защиту такой информации от несанкционированного доступа, изменения и уничтожения. Однако Конституционный Суд РФ создал необходимые условия для электронного документооборота в соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» ещё до утверждения приведённых Правил 2016 г. С 2015 г., в связи с изменениями, внесёнными в ст. 37 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в Суде применяется порядок подачи электронных обращений, значение которого заключается в замещении традиционных бумажных носителей при передаче судебной информации. Конкретизация данных новелл произошла и в тексте Регламента Суда, что было закреплено решением Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г.

Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, выступая на Х Всероссийском съезде судей, подчеркнул прогрессивное значение информационных технологий. При этом, размышляя об электронном правосудии, он отметил, что в «судебной системе ещё не всё решено». В отличие от судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, обеспечиваемых Федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие», которое подотчётно Судебному департаменту, идеи цифровизации в Конституционном Суде РФ воплощает Управление правовой информации. Данная организационно-штатная единица в аппарате Суда обеспечивает планирование и реализацию задач развития информационных систем и банков данных, а также поддержку и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и безопасности Конституционного Суда РФ. В то же время, несмотря на указанные организационные различия, в федеральных судах общей юрисдикции и арбитражных судах с 2017 г. используются схожие правила формирования документированной информации и её передачи посредством электронного документооборота в файловых системах личных кабинетов на сайтах судов, что свидетельствует о единстве подходов в обработке входящих электронных документов.

Список литературы

1. Брежнев О.В. Принцип доступности конституционного правосудия: содержание и гарантии / О.В. Брежнев // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 5 (90). С. 57–60.
2. Ларин М.В. О государственной политике в сфере документационного обеспечения управления / М.В. Ларин // Документация в информационном обществе: административная реформа и управление документацией : материалы одиннадцатой Международной научно-практической к

Остальные статьи