Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
Аннотация
В ходе реализации процессуальных норм при обеспечении исковой и иной защиты прав граждан и организаций средствами цивилистического процесса зачастую возникают ситуации, требующие оценки административных действий и актов (документов). Если по формальным признакам их легальность не вызывает сомнений, то оценить их содержание не представляется возможным, так как либо оно неопределенно, либо непроверяемо доступными процессуальными средствами, при этом заинтересованное лицо может утратить возможность пересмотра административного акта (документа) вследствие пропуска срока из-за отсутствия информации о принятом решении, так как она не поступила в его адрес своевременно.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 02/2025 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2025-1-2-5 |
В действующих законах существует проработанный механизм подачи административного обращения любым способом и в любой форме, особые требования и условия к заявителю не предъявляются, механизм не является затратным, рассылка доступна в электронном формате. При этом имеется недостаток разрешения обращений, который заключается в параллелизме сроков рассмотрения изложенной в них информации. Допустим, сообщение о событии административного правонарушения разрешается в сроки, определенные ст. 28.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) (не более двух суток), сутки отведены на извещение участников о начале административного расследования (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ), и согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на определение об отказе в возбуждении дела может быть подана в течение 10 суток. Заявитель получит информацию о принятом решении не сразу после его вынесения, а в 30-дневный срок, не исключено, что смысл подачи обращения утрачен, право на защиту не реализовано.
Большинство обращений излагают ситуацию как объективное событие, многофакторное и многопрофильное, а квалификация описываемых в нем действий (бездействия) может относиться к подведомственности различных административных органов, тем самым добавляется время на пересылку (семь дней) и его дальнейшую обработку несколькими инстанциями при несогласованности затянутых процедур реагирования на изложенную ситуацию, зачастую небезопасную или рискованную.
Судебное обращение при всей массе условий, которые следует соблюдать участнику процесса, порой становится недоступной формой защиты нарушенных прав. Речь идет не о том, когда недоступны доказательства, и даже не о том, когда все участники судопроизводства попросту не могут быть извещены об инициативе по возбуждению дела в суде (не проживают по известному адресу, уклоняются от получения извещений и пр.), или существенных издержек.
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» не предполагает возможность подачи процессуального обращения через электронную страницу «Обращения граждан» на официальных сайтах судов, следовательно, остаются возможности подачи документов лично или путем их почтовой отправки, что влечет потерю времени, возможный пропуск процессуальных сроков, ничем не оправданные издержки.
Затруднительно определить, какое обращение относится к разряду «процессуальное», а какое таковым не является? Подача жалобы, безусловно, является действием процессуальным (ст. 321, 377 ГПК РФ, ст. 257, 275 АПК РФ и др.), а уточнение места рассылки уведомлений о подаче жалобы и времени отправки жалобы – исключительно процессуальное действие? Если копии процессуальных документов подлежат рассылке участникам судопроизводства, то запрос об утрате или ошибочной рассылке является обращением непроцессуальным. Ситуация, связанная с запретом размещать процессуальные обращения на электронной странице, видимо, носит надуманный характер, так как не важно, в каком формате подано обращение, главное, чтобы соответствующее право было реализовано. Обязанность личного вручения обращения выступает не судебным правилом, а обычным административным барьером.