Влияние финансово-правовой политики на становление и развитие финансовой системы: опыт Китая
Аннотация
В статье проводится исследование финансово-правовой политики Китая и определяется ее значение для финансовой системы страны. В исследовании ставится вопрос о финансовой системе России и Китая, выявляются различия. В статье рассматриваются исторические аспекты развития экономических отношений, управленческих подходов и законодательства, которые легли в основу социально-экономического и технологического успеха Китая. Делается вывод, что устойчивое развитие финансовой системы Китая во многом зависит от развития негосударственного сектора экономики и инвестиционной активности иностранных государств. На государственном уровне создается благоприятная среда к международному сотрудничеству, бизнес активно взаимодействует с зарубежными партнерами, расширяя все сферы производства, делая их инвестиционно-привлекательными. В качестве приоритетных направлений финансово-правовой политики Китая выделяются следующие: развитие и активная поддержка со стороны государства банковской системы и, соответственно, национальной денежно-кредитной сферы; формирование экономических стратегий на повышение инвестиционной привлекательности государства; проведение фундаментальной политики открытости для геоэкономического сотрудничества с другими государствами; и др.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 01/2025 |
Страницы | 48-55 |
DOI | 10.18572/3034-2953-2025-1-48-55 |
Финансовая система государства является комплексным, изменчивым и многофункциональным организмом. Каждое ее звено представляет собой определенную группу финансовых отношений. В целом она состоит из различных сфер финансовых отношений, которые так или иначе связаны с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. От устойчивости финансовой системы зависит социально-экономическая система государства. При этом всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не ее отдельных звеньев. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.
В современной финансовой системе России правоведы традиционно выделяют следующие звенья: бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, кредит (государственный и муниципальный), государственное страхование, финансы предприятий различных форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства. Эти взгляды не всегда совпадают с воззрениями ученых-экономистов, которые рассматривают звенья финансовой системы в несколько иной последовательности и значении. Экономисты во главу рассмотрения финансовой системы ставят финансы предприятий, организаций и т.д. ввиду их участия в производстве материальных благ, реализация которых лежит в основе возникновения финансов как экономической категории. Следующим по значению рассматриваются финансы страховщиков, а государственные финансы как звено финансовой системы рассматриваются с позиции участия государства в развитии рыночных отношений, регулирования общественного воспроизводства и иных сфер общественной жизни.
В зависимости от изменения финансовой политики меняются финансовые правоотношения и, соответственно, звенья финансовой системы. Например, Н.И. Химичева отмечала, что в финансовой системе РФ за последние 25 лет произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями. Эти изменения коснулись как состава финансовой системы (что проявилось в появлении новых институтов), так и содержания звеньев, вошедших в состав современной финансовой системы.
Кризисные условия зачастую являются катализатором кардинальных перемен и реформ в финансовой системе. Например, распад СССР и стремительный переход к рыночным отношениям способствовали появлению новых финансовых институтов в России.
С кризисами, особенно экономическими, сталкивались большинство государств, что приводило к нестабильности финансовой системы. Лишь при условии реализации эффективной финансовой политики можно преодолевать такие кризисы. Опыт некоторых государств демонстрирует практики успешного выхода из финансовых кризисов и укрепление финансовой системы. Для российской школы сравнительного правоведения характерно обращение к законодательству и практике основных торговых партнеров, одним из которых является Китай.
Существенные успехи Китая в социально-экономическом развитии, которые были бы недостижимы без эффективного управления публичными финансами, побуждают провести научное исследование финансовой системы Китая (далее также — КНР), сравнить ее с российской финансовой системой в целях выявления ключевых факторов, инструментов финансовой политики, способствующих успешному развитию.