Дата публикации: 27.03.2025

Взаимодействие государств с Международным олимпийским комитетом в сфере спорта

Аннотация

В настоящее время Международный олимпийский комитет (МОК) обладает статусом частноправовой корпорации. Данный правовой статус совершенно не устраивает МОК, который с самого своего момента учреждения настроен на то, чтобы вести с государствами диалог на равных и ощущать себя полноценным субъектом международного публичного права, т.е. субъектом, обладающим признаками правоспособности международной межправительственной организации (ММПО), такой как, например, ООН. Однако признание такого статуса в силу очевидных причин невозможно со стороны абсолютного большинства государств. Поэтому МОК приходится создавать особые формы взаимодействия с государствами и обосновывать специальные олимпийские принципы, такие как организационно-правовая автономия спорта, предполагающая невмешательство государств в олимпийскую сферу.




Международный олимпийский комитет (МОК) — одна из немногих международных неправительственных спортивных организаций, действующих в сфере спорта, которая прямо упоминается в нормах российского законодательства о спорте: ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте) констатирует, что «олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения, целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов». А во второй части данной статьи содержатся ссылки на Олимпийскую хартию МОК, которой должен руководствоваться Олимпийский комитет России (далее — ОКР), и закреплен принцип признания со стороны МОК как основа осуществления деятельности ОКР. Отметим, что Олимпийская хартия МОК — это важнейший элемент международного саморегулирования спорта, признаваемый государством. И подчеркнем, что Олимпийская хартия МОК — это аналог конституции в области сфере саморегулирования спорта, это свод правил, выполнять которые обязан любой субъект спорта.

МОК, как известно, был учрежден в 1894 г. по инициативе П. де Кубертена, и он представляет собой международную неправительственную организацию (МНПО), основанную на индивидуальном членстве. Законодательство Швейцарии (а МОК находится именно там, в Лозанне, имеющей неофициальный статус олимпийской столицы) не выделяет отдельный статус общественных объединений, поэтому с точки зрения государственного регулирования МОК обладает статусом частноправовой корпорации. Следует отметить, что данный статус не вполне устраивал (и до сих пор не устраивает) МОК, который с самого своего момента учреждения был настроен на то, чтобы вести с государствами диалог на равных, и видел себя полноценным субъектом международного публичного права, субъектом, обладающим правоспособностью международной межправительственной организации (ММПО), такой как ООН или Совет Европы. Однако признание такого статуса в силу очевидных причин было невозможно со стороны абсолютного большинства государств, тем не менее отдельные элементы международной правосубъектности у МОК появились: в частности, Швейцария подписала с МОК договор, которым признаются многие элементы международной правосубъектности, включая иммунитеты: например, члены МОК имеют иммунитет от уголовного, административного и гражданского преследования, МОК пользуется фискальным, таможенным и иными иммунитетами: «Соглашение между МОК и Швейцарией от 1 ноября 2000 г., которым, по сути, со стороны Швейцарии признаны элементы международной правосубъектности МОК (таможенный, налоговый, иммиграционный и другие иммунитеты). И несмотря на то что в отдельных положениях документа швейцарское законодательство именуется превалирующим (англ. prevailing Swiss law), в отношении возможных злоупотреблений (ст. 11 Договора — англ. Abuse Prevention) положения договора говорят только о сотрудничестве сторон по надлежащему осуществлению правосудия (англ. — proper administration of justice), притом что базовым принципом решения любых конфликтов между МОК и Швейцарией является исключительно принцип переговоров (ст. 15 Договора — англ. Settlement of disputes). Сказанное означает, что при отсутствии согласия со стороны МОК никакие силовые действия не были бы возможны в отношении его членов. Следует подчеркнуть — только на территории Швейцарии. Другими странами данный принцип (международной правосубъектности МОК — т.е. приравнивания МОК к ООН и т.п. международным межгосударственным организациям) пока не воспринят». Кроме того, Генеральная ассамблея ООН наделила МОК статусом наблюдателя — такой статус имеют только непризнанные государства и нации.

Список литературы

1. Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы Олимпийского движения / С.В. Алексеев ; под редакцией Крашенинникова П.В. Москва : Закон и право, 2010. 687 с.
2. Барский К.М. Мировой спорт: правовое регулирование, позиционирование, коммуникации / К.М. Барский, Е.А. Бухаров, Цзыпу Ван [и др.] ; под общей редакцией Н.Л. Пешина, А.В. Мальгина. Москва : Аспект пресс, 2024. 737 с.
3. Пешин Н.Л. О статусе и юрисдикции Спортивного арбитражного суда в Лозанне / Н.Л. Пешин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 5. С. 125–139.
4. Пешин Н.Л. Противодействие коррупции в спорте: баланс интересов государств и международных спортивных организаций / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 10. С. 34–38.
Остальные статьи