Дата публикации: 27.03.2025

Особенности языковой политики государства в условиях быстрого развития информационных технологий

Аннотация

Статья посвящена деятельности государства по нормированию социальной коммуникации и созданию юридических текстов. Показано, что современные информационные технологии бросают вызов таким свойствам публичной власти, как суверенность и легитимность. При этом данные технологии могут быть использованы на благо государства и общества при условии научно обоснованного регулирования лингвистической и коммуникативной сторон правовой жизни.




То, что язык выступает не только инструментом политики, но и ее объектом, есть факт, накладывающий на осмысление проблем языковой политики государства ряд важных ограничений. В обычной ситуации (она соответствует общепринятой гносеологической схеме, применяемой в социальном познании) между инструментарием конкретной деятельности и объектами воздействия всегда можно провести определенную границу, а в случае с языком и правом это сделать затруднительно. Совершенствование методов деятельности в идеале не должно предполагать модификации той реальности, с которой соответствующие субъекты имеют дело. Но ряд существующих в настоящее время факторов делает регулирование неклассическим, а противоположность объективного и субъективного — менее четкой и определенной.

В настоящей работе мы не рассматриваем тот аспект языковой политики, который связан с поддержанием статуса определенного языка как государственного — по этой теме ведутся многолетние разработки, с результатами некоторых из них могут ознакомиться все желающие. Нас также не будет интересовать забота публичной власти о языках коренных малочисленных народов Российской Федерации, так как и эта проблематика (сама по себе крайне важная и актуальная для многонациональной страны) лежит за пределами данной статьи. В фокус внимания попадает лишь вопрос о лингвосемантическом обеспечении правового регулирования в эпоху быстрого развития высоких технологий работы с информацией, в том числе алгоритмов искусственного интеллекта. Не обсуждая, в какой мере данные алгоритмы составляют конкуренцию людям и сообществам людей, отметим, что данный контекст — источник значительного числа соображений и прогнозов различной степени спекулятивности. Эти соображения могут быть нивелированы благодаря формально-догматическому методу рассуждения, нейтральному по отношению к задачам, которые государство ставит перед своими регулирующими ведомствами, но такая методика решения проблем с научной точки зрения была бы по меньшей мере неосмотрительна. Напротив, мы убеждены в полезности широкого подхода к теме, при котором оказываются задействованными аргументы из разных дисциплин и практик.

Необходимо отметить, что о правовом регулировании менее всего принято говорить с использованием лингвистической, коммуникативно-стилистической или иной подобной терминологии. То, что воздействие права на сознание субъектов неминуемо проходит стадию интерпретации, вытекает из символического характера этого социального регулятора, который, в отличие от иных нормативных систем, всегда выступает как формально-определенный, следовательно, закрепленный в документах, выполненных на том или ином языке (заметим, что правовой обычай обретает полноту своего существования именно в актах государственного санкционирования и потому не является контрпримером). Толкование, безусловно, может рассматриваться с точки зрения теории языка, а также стилистики и некоторых иных родственных дисциплин. Все элементы правовой системы допускают различные проекции. Если необходимо истолковать право семантически, его представляют как текст, если синтаксически — как логику (т.е. систему, построенную по правилам модальной логики), а если прагматически — как потоки информации, которые можно оценить с точки зрения объема, а также перенаправить от одних получателей к другим. Такое представление может быть развернуто в достаточно сложную теорию, чья основная задача на первом этапе состоит в выявлении специфики законодательных знаков и определении места права как семиотической системы в ряду других систем. Далее исследователи переходят к прагматическим компонентам, говоря о воздействии различных знаковых систем на поведение человека. Допускается и физикалистская редукция исследуемых процессов, в силу чего корни знакового поведения пытаются обнаружить методами нейропсихологии.

Список литературы

1. Акаткин Ю.М. Цифровая трансформация государственного управления: Датацентричность и семантическая интероперабельность / Ю.М. Акаткин, Е.Д. Ясиновская. Москва : URSS, 2019. 724 с.
2. Белов С.А. Понятие государственного языка / С.А. Белов, Н.М. Кропачев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Язык и литература». 2020. Т. 17. № 1. С. 4–21.
3. Белов С.А. Правовые требования к использованию государственного языка в образовании / С.А. Белов // Петербургский юрист. 2017. № 2. С. 23–30.
4. Беляев М.А. Понимание права в языковых парадигмах / М.А. Беляев // Научные труды Российской академии юридических наук : сборник научных статей : в 3 томах. Т. 1. Вып. 8 / ответственный редактор В.В. Гриб. Москва : Юрист, 2008. С. 48–51.
5. Денисенко В.В. Коммуникативная функция права / В.В. Денисенко // Академический юридический журнал. 2022. Т. 22. № 3. С. 231–238.
6. Денисенко В.В. Юридификация общества и концепции правового регулирования / В.В. Денисенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Право. 2008. № 2 (5). С. 56–62.
7. Дидикин А.Б. Право и нейронауки : сборник статей / А.Б. Дидикин, М.А. Беляев, В.С. Горбань. Москва : Институт государства и права РАН, 2018. 44 с.
8. Малышкин Е.В. О распределенности: практики и концепты / Е.В. Малышкин, А.А. Погребняк, Г.Л. Тульчинский. Санкт-Петербург : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2020. 367 с.
9. Право и нарративы : монография / под общей редакцией В.В. Денисенко, А.К. Соболевой, И.Л. Честнова. Москва : Проспект, 2022. 128 с.
Остальные статьи