Дата публикации: 27.03.2025

Региональные турпродукты как форма межцивилизационного диалога (по результатам X Российско-китайского форума сотрудничества «Кино. Культура. Туризм», 20–21 ноября 2024 г., Сочи)

Аннотация

Статья подготовлена по результатам X Российско-китайского форума сотрудничества, одной из тем которого стали перспективы стратегического партнерства России и Китая в сфере туризма. Авторы раскрывают роль и значение цивилизационной составляющей в создании и воспроизводстве региональных туристских продуктов России и Китая в процессе взаимного обмена турпотоками. Рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день проблемы в развитии туризма обеих стран. В заключение делаются выводы и сформулированы рекомендации по улучшению стратегического взаимодействия в сфере туризма.




Региональные туристские продукты (РТП) представляют собой определенные доли валовых продуктов регионов (ВРП), воспроизводство которых развернуто на удовлетворение спроса со стороны вовлекаемых в пространство регионов всех видов туристских потоков (внутренних и въездных).

Современное управление воспроизводством РТП заключается в регулировании их качественных и количественных параметров, которое обеспечивается сопряженным функционированием более 60 отраслей и сфер, охватываемых туристским сектором современной экономки. Такими как транспорт, связь, наука и образование, архитектура и строительство, торговля и общественное питание, АПК и мн. др. Их сопряженная деятельность и обеспечивает такие параметры воспроизводимых разными отраслями экономики турпродуктовых совокупностей, наполняемых РТП, как их объем и структура, используемые ресурсные базы, соответствие параметрам спроса со стороны турпотоков и мн. др. Но все же главное в управлении развитием туризма, в данном случае на региональном уровне, ⸺ это качественные характеристики РТП, которые заключаются в наполнении их цивилизационным целеполаганием, закладываемым в содержание региональных турпродуктов в процессе их создания и реализации на внутренних и внешних рынках. То есть донесение до туристов цивилизационных особенностей регионов их пребывания с помощью самых разнообразных и все более современных технологических способов.

Таким образом, налицо факт того, что в настоящее время в сфере туризма начинается все более активно проводиться линия на то, чтобы регионы различных стран в глазах туристов были не просто туристски, но и цивилизационно привлекательными. Это особенно важно в настоящее время, когда цивилизационные противоречия в силу известных причин начинают обостряться.

Все эти замыслы в управлении воспроизводством РТП, как правило, достигаются посредством развития не только основных направлений развития туризма в той или иной стране, но и прежде всего тех, которые сближают современные цивилизационные образования в их преломлении к особенностям каждого региона всей гаммой популярных туристских услуг и товаров. Причем управляться они должны как целостные многогранные и многомерные высокотехнологичные образования в режиме нарастания больших данных.

С этих позиций, что принципиально важно, РТП как сложные целостные конструкты, образующиеся и формирующиеся в недрах туристских секторов современной мировой экономики, все более явно трансформируются в духовные и материальные носители цивилизационных особенностей современных территориальных образований. Поэтому именно современные РТП в настоящее время становятся все более влиятельными факторами и результативными инструментами взаимопонимания и эмпатии со стороны взаимных турпотоков в туристические пространства различных стран. В том числе в результате того, что в них, в той или иной степени, их создателями целенаправленно вкладываются цивилизационные исторические цели, задачи и особенности развития своих стран и регионов.

Список литературы

1. Баласян Л. Росстат: численность населения России за год снизилась на 243,8 тыс. человек / Л. Баласян // Коммерсантъ. 2024. 26 января.
2. Онищенко Е.В. Обеспечение устойчивого воспроизводства и конкурентоспособности российских региональных туристских продуктов / Е.В. Онищенко, В.Н. Шарафутдинов, С.В. Гордиенко // Российские регионы рекреационно-туристской специализации: состояние, проблемы,
3. Чернышенко Д. Внутренний турпоток по России в 2023 году составил 75 млн человек / Д. Чернышенко // Известия. 2024. 21 января.
4. Чжан М. Основные проблемы въездного туризма в Китае / М. Чжан // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2020. Т. 2. С. 189–192.
5. Чжочао Ю. «Красный туризм» как основное направление сотрудничества в области туризма между Китаем и Россией / Ю. Чжочао // Постсоветский материк. 2019. № 4 (24). С. 94–106.
6. Шарафутдинов В.Н. Ключевые стратегические новации в проектных решениях новой стратегии развития Сочи на период до 2035 г. / В.Н. Шарафутдинов, Е.В. Онищенко // Социально-экономическое пространство регионов. 2024. Т. 18. № 3. С. 194–206.

Остальные статьи