К вопросу о перспективах российско-монгольских отношений в сфере туризма с учетом многовековых историко-культурных традиций
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с межгосударственными отношениями России и Монголии, а также перспективами, которые они открывают для международных проектов в сфере туризма. Анализируются некоторые приоритетные направления; подчеркивается их историко-культурная обусловленность.
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 01/2025 |
Страницы | 9-12 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2025-1-9-12 |
Монголия ⸺ это государство, являющееся не только «географическим соседом» нашей страны, граничащее с Россией на севере; но и важнейший стратегический партнер, с которым связывают давняя и крепкая дружба, а также общее историческое прошлое и богатейшее культурное наследие. История современных дипломатических отношений двух государств насчитывает уже более 100 лет (напомним, что после Монгольской народной революции 1921 г. между Монголией и РСФСР было подписано соглашение об установлении дружественных отношений). За весь период существования СССР, а также за то время, что существует его правопреемница, Российская Федерация, насчитывается великое множество примеров искренней поддержки и взаимовыручки сторон. Например, в годы таких тяжелейших испытаний для нашей страны, какими стала Великая Отечественная война, Монголия внесла неоценимый вклад в приближение Победы над фашистскими захватчиками. По данным исследователей, «совокупная безвозмездная помощь Монголии Советскому государству и Красной Армии составила два годовых бюджета страны». К тому же не стоит забывать, что «война (с мая по сентябрь 1939 года) с Японией и Маньчжоу-го на территории Монголии завершилась полной победой советско-монгольских войск», и, как отмечают историки, эта победа (у реки Халхин-Гол) «имеет колоссальное международное значение»; более того, в «июле 1945 г… было принято решение о совместном участии советских и монгольских войск в военной кампании на Дальнем Востоке», которая «завершилась подписанием 2 сентября 1945 г. акта о безоговорочной капитуляции Японии». В прошлом, 2024 г. состоялся визит Президента РФ Владимира Владимировича Путина в Монголию в рамках празднования 85-летия победы на реке Халхин-Гол, что стало поводом для обсуждения руководством обеих стран планов дальнейшего сотрудничества, при этом в ходе переговоров стороны неоднократно ссылались на Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией (подписан 30 сентября 2019 г.), который заложил основы для дальнейшего партнерства на стабильной и долговременной основе, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в самых различных областях: политике, безопасности и обороне, экономике, экологии, санитарно-эпидемиологическом благополучии, здравоохранении, торговле, финансах и инвестициях, инфраструктуре, транспорте и коммуникациях, энергетике, информационных технологиях, технике, а также гуманитарных отношениях и в таких сферах, как культура и искусство, образование и наука. Статья 16 указанного договора подчеркивает также и то, что стороны стремятся к углублению сотрудничества в области туризма.
В силу ст. 3.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма включают взаимодействие с иностранными государствами, а также организацию мероприятий, в том числе направленных на раскрытие туристского потенциала нашей страны. Стоит отметить, что перспективы российско-монгольского сотрудничества в обозначенной сфере становились объектом исследований неоднократно, и всегда исследователи обращали внимание на то, что обе страны обладают весьма значительными туристскими ресурсами.