Финансирование науки в России: проблемы теории и практики
Аннотация
В условиях совершенствования научно-технологического развития и обеспечения суверенитета российского государства в различных сферах деятельности особую важность приобретают вопросы финансирования науки, использования различных его источников. В связи с этим автором предлагаются к размышлению вопросы об использовании различных источников финансирования науки, кроме государственного финансирования, а также недостаточном уровне развития частного финансирования данной сферы. В ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: диалектический, системный, логический, анализа и синтеза, формально-юридический. Делаются выводы о том, что: 1) отечественное законодательство, регулирующее научную сферу, а также бюджетное и налоговое законодательство позволяют говорить о наличии правовых механизмов, регулирующих финансирование науки на уровне опыта зарубежных стран; 2) финансирование науки в Российской Федерации представлено, преимущественно, государственным финансированием; 3) выделяется ряд причин, свидетельствующих о недостаточном уровне развития частного финансирования (отсутствие денежных средств у коммерческих организаций на финансирование данных проектов; нежелание инвестировать рискованные научные проекты; недостаточный уровень развития венчурных фондов и бизнес-ангелов; импорт высокотехнологичных продуктов из-за рубежа). Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет критически осмыслить существующие источники финансирования науки, а также способствует теоретическому осмыслению практических проблем, связанных с частным финансированием науки, и формированию различных материалов, посвященных выработке рекомендаций по финансовой и правовой мотивации коммерческих организаций к финансированию науки.
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 03/2025 |
Страницы | 35-39 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-3-35-39 |
В настоящее время вопросы финансирования науки являются достаточно актуальными для любого государства, поскольку происходит быстрое развитие различных технологий, требующих, в том числе, и научного осмысления. Несмотря на то, что существует достаточное правовое регулирование научной сферы на уровне федерального законодательства, реальная экономическая действительность свидетельствует об определенных проблемах, возникающих с привлечением денежных средств для финансирования науки. В связи с этим следует отметить, что правовое регулирование науки посредством бюджетного и налогового законодательства схоже с правилами, используемыми в зарубежных странах, предусматривающими бюджетное финансирование, а также налоговые преференции для компаний, связанных с научно-технологической сферой.
Традиционно в теории и практике используется прямое и косвенное финансирование научной сферы. Прямое финансирование науки, так называемое бюджетное, является базовым, так используется в большинстве стран. Преимущественно подобное финансирование осуществляется для поддержки государственных организаций, включая образовательные, создания или поддержания субъектов инновационной инфраструктуры, зачастую с использованием государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), а также поддержки технологичных направлений исследований. В странах с высоким уровнем развития экономики бюджетное финансирование науки составляет от одной пятой до половины всех суммарных расходов на эти цели.
Бюджетное финансирование науки обычно может направляться на те работы и услуги, которые способствуют удовлетворению публичных потребностей, либо государственным организациям, созданным для этих же целей. Традиционными направлениями данного финансирования являются:
– фундаментальные научные исследования;
– исследования и разработки социально значимого характера;