Туризм в Германии сегодня: социальные и правовые аспекты
Аннотация
Туристическая отрасль всегда была одним из важнейших секторов немецкой экономики. Преодолев прежде небывалый спад по причине распространения эпидемии коронавируса, сегодня она переживает настоящий бум. И это несмотря на наличие целого ряда сдерживающих факторов. Немецкие граждане сегодня готовы платить больше, чтобы компенсировать упущенное время, совершая так называемый «реванш-путешествие» в отпускное время. Однако радость долгожданного праздника зачастую портят различного рода негативные моменты, переживаемые во время отдыха. Компенсировать имевшие место недостатки туристического сервиса помогает правовая поддержка граждан. В статье речь идет о некоторых особенностях немецкого туристического права, регулирующего правовые отношения между путешественниками и поставщиками туристических услуг.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 01/2025 |
Страницы | 2-4 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2025-1-2-4 |
Туризм является одной из важнейших отраслей немецкой экономики. Так, в 2023 году доходы от туризма составили 33,8 млрд евро (на 3,8 млрд больше, чем в 2022 г.). Согласно прогнозам, в денежном эквиваленте объем продаж на рынке путешествий и туризма в 2024 г. достигнет 64,73 млрд евро, а к 2029 г. ⸺ 72,95 млрд. Таким образом, несмотря на наличие различного рода сдерживающих факторов (военные действия в Украине, противостояние с Россией, инфляция, природные катаклизмы и т.п.), ежегодный прирост доходов от туриндустрии составляет в среднем 2,42%.
Анализ контента авторитетных немецких сайтов (аналитических материалов, статистических данных, материалов форумов и т.п.), имеющих непосредственное отношение к сфере туризма, позволяет предоставить заинтересованным кругам самую актуальную и пока не имеющую хождения в российском информационном пространстве информацию о состоянии немецкой туристической отрасли в настоящий момент.
Так, причины для оптимизма в области динамики развития немецкого туризма имеются, поскольку в постпандемийный период Германия переживает настоящий туристический бум. Исследователи туристского рынка отмечают: почти 80% всех немцев старше 14 лет совершают в отпускное время хотя бы одну поездку. Их расходы на путешествия выросли с 73 млрд евро в 2019 г. до 77 млрд в 2023 г., а это около 7% чистого дохода семьи. Если говорить о потребительских приоритетах, то здесь путешествия с туристическими целями прочно заняли второе место сразу после расходов на продукты питания. В итоге в 2023 г. немцы поставили своего рода рекорд, потратив в среднем 1337 евро на человека на путешествия в отпускное время, считая это для себя «священным делом». Всего в 2023 году было совершено 65 млн поездок продолжительностью более пяти дней, при этом 22% немецких граждан отдали предпочтение своей собственной стране. Такие по продолжительности путешествия предпочли 56,4 млн немцев. Что касается кратковременных туристических поездок от 2 до 4 дней, то и их число достигло ошеломляющего показателя ⸺ 74 млн.
При этом цели путешествий у немцев достаточны разнообразны. Это и желание познакомиться с культурой и достопримечательностями другой страны, какого-либо региона или отдельно взятого населенного пункта. Это и активный спортивно-оздоровительный отдых, и стремление насладиться красотами природы (флоры и фауны). В качестве атрибутов идеального отдыха большинство немцев рассматривают море, пляж и солнце. И здесь наиболее популярны регионы Средиземноморья. Опросы 3000 немцев старше 18 лет в конце 2023 г. и начале 2024 г. показали, что в первую пятерку стран, куда бы немцы больше всего хотели поехать в 2024 г., вошли Германия (28,2%), Испания (8,4%), Италия (5,9%), Скандинавия (3,8%), Турция (3,5%).
Что касается особенностей поведения немцев в области путешествий и туризма в целом, то интерес вызывает актуальный анализ, проведенный в июне 2024 г. немецкой исследовательницей Линой Книс (Lina Knees) по заказу авторитетного немецкого издания WirtschaftsWoche (информация актуализируется на сайте вплоть до настоящего времени). Резкий скачок в области продвижения туризма она объясняет прежде всего горячим желанием немцев компенсировать упущенное время, вызванное эпидемией коронавируса. Данное явление получило даже особое название ⸺ ʽrevenge travelʼ, что в переводе с английского означает «реванш-путешествие».