Дата публикации: 27.03.2025

Роль региональных органов государственной власти в обеспечении безопасности городов федерального значения

Аннотация

В Российской Федерации три города обладают юридическим статусом города федерального значения, где полномочия по обеспечению безопасности осуществляются как федеральными, так и региональными органами государственной власти. Учитывая, что города федерального значения являются отдельными субъектами Российской Федерации, юрисдикция региональных органов публичного управления распространяется именно на города. В статье представлен анализ полномочий органов власти городов данной категории по обеспечению их безопасности и сформулированы выводы о широкой правоустанавливающей и правоисполнительной компетенции региональных органов власти в рассматриваемой сфере.




В условиях современной урбанизации городская среда является сферой повседневной жизнедеятельности и реализации политических, экономических, социальных, духовных и бытовых интересов и потребностей большинства граждан государства. В связи с этим исследователи правомерно признают особую роль городов одновременно как субъекта и объекта защиты территории и населения от угроз и опасностей, характер и масштаб которых на современном этапе меняется не только в глобальном контексте, но и относительно жизни и здоровья граждан, окружающей природной среды, инфраструктуры государства и его субъектов.

Город, особенно крупный, к которым, несомненно, относятся города федерального значения, — это всегда часть государства. Это означает, что данная территория существует в режиме государственного управления. Обеспечение безопасности региональными органами государственной власти предусмотрено действующим законодательством и обусловлено системным подходом к решению проблем безопасности на различных уровнях управления. При этом соотношение полномочий в области обеспечения безопасности между органами государственной власти федерального и регионального уровней обусловлено спецификой данной государственной функции и определяется федеративной формой государственного устройства. В связи с этим региональная безопасность, являясь частью общей системы обеспечения безопасности общества и государства, предполагает наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации определенными полномочиями в данной сфере.

Региональная безопасность имеет свои особенности, прежде всего связанные с совокупностью различных, характерных именно для определенного региона, условий. Своевременное определение и устранение кризисных ситуаций именно на региональном уровне оказывают значительное влияние на предупреждение глобальных угроз безопасности государства в целом. Категория «региональная безопасность города федерального значения» не получила своего нормативного закрепления. При этом в самом общем виде ее можно определить как состояние защищенности города от внутренних и внешних угроз, а деятельность органов власти по ее обеспечению — как региональную политику, направленную на обеспечение безопасности города федерального значения. Данная категория многоаспектна, и в этой связи представляется целесообразным остановиться на анализе отдельных направлений ее обеспечения.

Города федерального значения — самостоятельные субъекты Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти по обеспечению безопасности данной категории городов носят комплексный и взаимосвязанный характер. Их особенностью является то, что они как исполняют федеральные, в том числе столичные, функции, так и обладают компетенцией в качестве субъектов Российской Федерации по вопросам совместного с Российской Федерацией и исключительного ведения. Кроме того, специфика данной категории городов, которые рассматриваются как субъекты РФ, определяется тем, что они включают только городскую территорию, в связи с чем юрисдикция органов государственной власти, создаваемых в них, распространяется на обеспечение безопасности именно городов.

Анализ нормативно-правовой основы публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе свидетельствует о том, что она является достаточно разветвленной и подробной, охватывает широкий круг вопросов, определяет компетенцию различных ветвей публичной власти в сфере безопасности. В связи с этим для эффективного решения задач и осуществления функций необходимо наличие в системе органов публичной власти субъектов Российской Федерации специально созданных уполномоченных подразделений по вопросам обеспечения безопасности.

Список литературы

1. Глущенко В.М. Концептуальные основы строительства перспективной системы обеспечения безопасности города Москвы / В.М. Глущенко // Бизнес в законе. 2008. № 3. С. 228–232.
2. Годованик Е.В. Правовые основы защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций в городе Севастополе / Е.В. Годованик // Градостроительное право. 2023. № 1. С. 25–28.
3. Кардашова И.Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И.Б. Кардашова. 3-е изд. Москва : Юрайт, 2024. 334 с.
4. Таболин В.В. Города выходят на первое место в развитии Дальнего Востока / В.В. Таболин // Градостроительное право. 2023. № 4. С. 2–6.
5. Топоркова М.К. Региональная безопасность: понятие, текущее состояние обеспечения безопасности в городе Москве / М.К. Топоркова // Правовое обеспечение безопасности города Москвы: исторический опыт, актуальные тенденции и перспективы : материалы круглого с

Остальные статьи