Дата публикации: 27.03.2025

Документация по планировке территории как основание установления разрешенного использования земельного участка

Аннотация

Градостроительное законодательство характеризуется неопределенностью в части определения юридического значения документации по планировке территории при установлении разрешенного использования земельного участка. Основной вопрос заключается в том, в каких случаях проект планировки территории должен являться основанием для «сужения» перечня видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны. Кроме того, существенным является выявление функций проекта межевания территории как документа, фиксирующего разрешенное использование земельных участков и его правовую связь с проектом планировки территории.




По общему правилу разрешенное использование земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования, определяется на основании градостроительных регламентов. Вместе с тем подп. 3 п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) устанавливает, что в текстовой части проекта межевания территории (далее — ПМТ) указывается вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории (далее — ППТ) в случаях, установленных указанным кодексом. Толкование указанной нормы, а также ее реализация затруднены, поскольку упоминаемые ей случаи ГрК РФ не определены.

В юридической литературе приведенная норма оценивается критически. По мнению А.В. Башарина и С.В. Стремблева, в настоящее время планировочная документация за рядом исключений, содержащихся в отдельных законах (к примеру, в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), не устанавливают разрешенное использование земельных участков. Эту функцию выполняют правила землепользования и застройки, в которые включаются градостроительные регламенты. ГрК РФ в свою очередь не называет определение разрешенного использования в числе целей подготовки двух видов планировочной документации — проектов планировки и проектов межевания территории.

Г.Л. Землякова, исходя из того, что случаи определения разрешенного использования ПМТ в соответствии с ППТ ГрК РФ не установлены, полагает, что вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки. Она также отмечает, что «…установление отдельными законами, а также нормами новой гл. 10 ГрК РФ, направленными на регулирование градостроительных отношений применительно к территориям комплексного развития, правила о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются (устанавливаются) документацией по планировке территорий (в том числе проектами планировки территорий), входит в противоречие с существующей иерархией градостроительной документации, установленной самим же ГрК РФ».

Представляется, что при толковании подп. 3 п. 5 ст. 43 ГрК РФ и определении роли ПМТ в механизме правового регулирования земельных отношений необходимо исходить как минимум из следующего. В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании ПМТ и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее — СРЗУ). Согласно подпункту 4 п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении СРЗУ в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, указывается вид разрешенного использования земельного участка.

Учитывая сходное значение ПМТ и СРЗУ в механизме правового регулирования земельных отношений, оба документа являются основанием образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, — представляется, что ПМТ должен содержать указание на разрешенное использование земельных участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются или на которые градостроительные регламенты не распространяются при условии, что земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой утвержден ППТ.

Список литературы

1. Башарин А.В. Значение документации по планировке территории при выдаче разрешения на строительство и легализации самовольных построек / А.В. Башарин, С.В. Стрембелев // Закон. 2021. № 10. С. 135–148.
2. Болтанова Е.С. Градостроительное право : учебник / Е.С. Болтанова, О.А. Романова, Л.Е. Бандорин. Москва : Проспект, 2023. 312 с.
3. Землякова Г.Л. Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельных и градостроительных отношений / Г.Л. Землякова // Имущественные отношения в Российской Федерации.

Остальные статьи