Дата публикации: 20.03.2025

Анализ результатов работы мониторинговой миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы на озере Байкал

Аннотация

В статье раскрыты юридические формы выполнения рекомендаций, содержащихся в отчете совместной реагирующей миссии Центра всемирного наследия и Международного союза охраны природы на озере Байкал в декабре 2023 г. Анализируются нормативные основания миссии и юридическое значение подготовленного ею отчета. Проводится группировка сформулированных рекомендаций, касающихся совершенствования правовых и организационных основ охраны озера. Показывается важность института оценки воздействия на выдающуюся универсальную ценность объектов всемирного наследия как центрального средства их сохранения. Констатируется совместимость рекомендаций экспертов о проведении оценки воздействия планируемых изменений и дополнений в законодательство об охране озера Байкал с основными принципами международного права и национальными интересами Российской Федерации. Предлагаются меры, позволяющие выполнить рекомендации отчета в части создания комплексного плана управления озером Байкал как объектом всемирного наследия, основанные на признании центральной экологической зоны БПТ особо охраняемой природной территорией. Показываются различные варианты создания буферной зоны объекта всемирного наследия «Озеро Байкал».




Введение

Среди различных международных договоров природоохранной направленности особое значение для нашей страны имеет Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (далее — Конвенция). Она объединяет 196 государств и представляет собой наиболее яркое выражение обеспокоенности цивилизации сохранением уникальных творений человека и природы. Россия трижды входила в состав Комитета всемирного наследия (далее — Комитет), на ее территории находится одиннадцать объектов всемирного природного наследия, среди которых — озеро Байкал, внесенное в Список Всемирного наследия (далее — Список) в 1996 г. Важность выполнения положений Конвенции обусловлена ключевой ролью Российской Федерации в системе международных отношений как постоянного члена Совета Безопасности ООН и активного члена ЮНЕСКО и актуализирована в современных условиях в нормах, закрепленных в п. 21 Концепции внешней политики, утвержденной Президентом России в 2023 г.

Компетенция Комитета, определенная в Конвенции, предполагает периодическое рассмотрение им состояния сохранности объектов всемирного наследия и выражение рекомендаций, основанных на международных природоохранных стандартах. В арсенале средств, используемых Комитетом, особое место занимает отправка на объекты всемирного наследия мониторинговых миссий. На своей сорок четвертой сессии, прошедшей в 2021 г., Комитет предложил Российской Федерации пригласить такую миссию на озеро Байкал для оценки угроз его экологическому состоянию. С 12 по 16 декабря 2023 г. на озере осуществляли деятельность эксперты совместной реагирующей мониторинговой миссии (далее — Миссия) Центра всемирного наследия (далее — Центр) и Международного союза охраны природы (далее — МСОП). По результатам этой работы был сформирован отчет миссии (далее — Отчет), содержащий рекомендации о направлениях совершенствования охраны озера Байкал.

К сожалению, в отечественной науке экологического и международного права не сложилась традиция анализа отчетов миссий Комитета и формулирования выводов о направлениях реализации соответствующих рекомендаций. Вместе с тем указанные итоговые документы способны оказать значительное влияние на состояние сохранности уникальных природных комплексов, поскольку содержащиеся в них выводы, как правило, поддерживаются решениями Комитета.

Настоящая статья направлена на восполнение дефицита научного внимания к отчетам миссий системы охраны всемирного наследия и их роли в обеспечении сохранности творений природы общемировой ценности и выполнении международных обязательств нашей страны.

Список литературы

1. Дицевич Я.Б. Применение опыта международно-правовой охраны Беловежского леса в развитии природоохранной деятельности на Байкальской природной территории / Я.Б. Дицевич, Р.Ю. Колобов, О.А. Бакиновская // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18.
2. Колобов Р.Ю. Выдающаяся универсальная ценность объектов всемирного природного наследия: проблемы определения / Р.Ю. Колобов // Актуальные проблемы российского права. 2024. Т. 19. № 4 (161). С. 149–162.
3. Affolder, N. Mining and the World Heritage Convention: Democratic Legitimacy and Treaty Compliance / N. Affolder // Pace Environmental Review. 2007. Vol. 24. Iss. 1. P. 35–66. DOI: 10.58948/0738-6206.1053.
4. Brown, K.P. Human impact and ecosystemic health at Lake Baikal / K.P. Brown, A. Gerber, D. Bedulina, M.A. Timofeev // WIREs Water. 2021. Vol. 8. Iss. 4. P. 11. Art. e1528. <a href="https://doi.org/10.1002/wat2.1528." target="_blank">https://doi.org/10.1002/wat2.1528.</a>
5. Droste, B. The concept of outstanding universal value and its application / B. Droste // Journal of Cultural Heritage Management and Sustainable Development. 2011. Vol. 1. Iss. 1. P. 26–41.
6. Dupuy, P.M. Soft Law and the International Law of the Environment / P.M. Dupuy // Michigan Journal of International Law. 1991. Vol. 12. Iss. 2. P. 420–435.
7. Straede, S. Beyond buffer zone protection: A comparative study of park and buffer zone products’ importance to villagers living inside Royal Chitwan National Park and to villagers living in its buffer zone / S. Straede, T. Treue // Journal of Environmenta

Остальные статьи