Роль эколого-правовых запретов в обеспечении устойчивого природопользования
Аннотация
В статье приводятся результаты анализа законодательства Российской Федерации на предмет закрепления в нем понятия «устойчивое природопользование». Исследуется роль эколого-правовых запретов в интеграции идей устойчивого развития в процесс использования природных объектов (природных ресурсов). Автор отмечает, что, несмотря на отсутствие законодательной определенности в вопросе о правовом содержании и правовой природе понятия «устойчивое природопользование», в национальном правопорядке сформировалась система экологоправовых запретов, позволяющая решать многие задачи правового обеспечения устойчивого природопользования. Вместе с тем молчание законодателя, оставившего открытым вопрос о критериях (признаках, условиях) устойчивости природопользования, не определившего специальные требования к устойчивому природопользованию, существенно затрудняет проведение оценки эффективности действия эколого-правовых запретов, направленных на обеспечение устойчивого природопользования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 01/2025 |
Страницы | 15-19 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-1-15-19 |
Не будет преувеличением сказать, что для сферы правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования (эколого-правовой сферы) в современный период основополагающей с точки зрения определения ее идеологической направленности является концепция устойчивого триединого (социального, экономического и экологического) развития. Суть этой концепции заключается в том, что развитие цивилизации, во-первых, не должно быть нацелено на обеспечение экономического благополучия любой ценой, во-вторых, должно обеспечивать гармоничное сочетание социальных, экономических и экологических потребностей не только ныне живущих на Земле людей, но и их будущих поколений, в-третьих, такое развитие предполагает постепенное сокращение ресурсопотребления, в том числе снижение природоемкости экономики.
Несмотря на то что концепция устойчивого развития — это скорее идеальная, нереализуемая на практике модель развития цивилизации, другой, равной ей по значимости и степени ценностной социальной солидаризации, идеологической основы для трансформации поведения глобального сообщества в XXI в. нет. В связи с этим в настоящее время именно она выступает для большинства стран мира основой для целеполагания в процессе государственного регулирования общественной жизни.
Как и весь мир, Россия преодолевает проявления тройного планетарного кризиса (изменение климата, утрата природной среды и биологического разнообразия, загрязнение окружающей среды и образование отходов), существенно осложняющих для всех национальных юрисдикций реализацию концепции устойчивого развития в ее современной правовой интерпретации. Сдерживает переход к устойчивому развитию и текущая геополитическая ситуация в мире, красноречивее всего показывающая реальное место императивов охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования в иерархии основополагающих универсальных человеческих ценностей. Однако, несмотря на все эти препятствия, нельзя допустить отказ от системной модернизации России в направлении обеспечения стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы.
Одним из результатов интеграции идей устойчивого развития в национальную практику государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования стало закрепление сначала в документах стратегического планирования, затем в некоторых нормативных правовых актах понятия «устойчивое природопользование». Эта категория обозначается в них в разных вариациях:
1) как направление государственной политики в области экологии и государственной политики по развитию инвестиционной деятельности;