Рациональное природопользование как методологическая основа формирования и осуществления экологического и природоресурсного права
Аннотация
В статье вопросы рационального природопользования исследуются в качестве методологической основы формирования и осуществления экологического и природоресурсного права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 01/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-1-2-7 |
Рациональное природопользование, прежде всего, — это философская категория. Для нашей статьи важно то, что основания для наполнения ее содержанием, в том числе правовым, дает Конституция России (далее — Конституция РФ). Что при этом существенно, конституционные нормы, методологически служащие для решения исследуемой в статье задачи, сами тоже являются по своей изначальной сути философскими.
По существу, данная статья является логическим продолжением статьи автора о методологическом подходе к пониманию и регулированию рационального природопользования. Как методологическая основа экологического и природоресурсного права, рациональное природопользование со всей очевидностью проявляется и, главное, вполне реализуется во взаимосвязанной системе последовательно и эффективно осуществляемых конституционных норм, содержащихся в ст. 9 и 42. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности человека и общества. При этом экологически здоровой основой жизнедеятельности общества может быть лишь благоприятная природа (окружающая среда), конституционное право на которую имеет в России каждый. Использование и охрана природных ресурсов в конституционно-правовом контексте являются генеральной задачей обеспечения сохранения и поддержания благоприятного состояния природы. Эта задача может с наибольшим эффектом решаться при условии обеспечения рационального природопользования, рационального использования земли и других природных ресурсов.
При этом рациональное природопользование, давно применяемое в экологическом и природоресурсном праве понятие, изначально не имело конкретного, определенного юридического содержания. Можно сказать, что это содержание определялось и наполнялось постепенно, диктовалось самой жизнью человека в процессе его общения с природой. Само же такое общение — суть природопользование. В этом непрерывном процессе природопользования, именно в аспекте его рационализации, появлялись экологические обычаи, адаты. Однажды осознав необходимость или потребность в рациональном использовании природных ресурсов, в рациональном отношении к природе, человек сделал методологически существенный шаг к поддержанию и сохранению благоприятного состояния природы (окружающей среды).
В то же время, несмотря на относительную неопределенность, категория рационального природопользования относится к наиболее распространенным и, подчеркнем, чрезвычайно важным в доктрине экологического и природоресурсного права. При этом можно утверждать, что в качестве методологической основы эта категория должна употребляться или приниматься во внимание при разработке, вероятно, каждой темы названных отраслей. Можно утверждать, что обеспечение рационального природопользования является главной задачей экологического и природоресурсного законодательства и права, выражая преимущественно их содержание.
Являясь актуальной и высоко значимой для исследуемых отраслей права, категория рационального природопользования эпизодически в самом общем виде и в разных правовых контекстах употребляется в экологическом и природоресурсном законодательстве. Так, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об окружающей среде) она употребляется в ст. 3, определяющей основные принципы охраны окружающей среды, образуя основу в содержании некоторых из них. Аналогичное ее применение мы находим в ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ). В таком качестве она употребляется, пожалуй, чаще всего.