Дата публикации: 27.03.2025

Пути совершенствования государственно-частного партнерства в сфере противодействия финансированию терроризма

Аннотация

В статье рассматриваются тенденции развития государственно-частного партнерства в области противодействия финансированию терроризма с учетом существующих проблем в обеспечении равноправного взаимодействия и информационного обменамежду государственнымсектороми бизнесом.Автороманализируются современные подходы, сложившиеся в практике государственно-частного партнерства на международном, региональном и внутригосударственном уровнях, в томчисле в таких странах, как Бразилия,ЮАР, КНР и Россия. Выявленные сложности взаимодействия, препятствующие эффективному сотрудничеству в рамках государственно-частного партнерства, позволили автору сформулировать и предложить ряд мер, осуществление которых будет способствовать компетентным органам государств проводить профилактические мероприятия по недопущению использования финансовой системы государства в террористических целях.




Поддержание финансовой безопасности государства диктует необходимость создания механизмов защиты финансовой системы, нивелирующих влияние как внешних, так и внутренних угроз на ее целостность и единство.

В настоящее время создание эффективного государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) представляет собой ключевой аспект глобальной системы противодействия финансированию терроризма, поскольку меры по выявлению и пресечению возможных фактов финансирования терроризма невозможны без внедрения частным сектором программ противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

Равноправное взаимодействие государства и частного сектора, в том числе различных бизнес-структур, позволит соединить государственные и частные ресурсы с учетом обеспечения интересов общественной направленности, включая сферу поддержания финансовой безопасности.

Проблема ГЧП в сфере ПОД/ФТ лежит в плоскости вопросов, связанных с открытостью информации, которой обладают организации и государственные органы, и возможностью ее передачи друг другу без ущерба своей деятельности. С одной стороны, частный сектор ориентирован на соблюдение законодательных и других регуляторных требований в целях снижения рисков потери репутации и недопущения штрафных санкций, что ведет к ограничению обмена информацией только тем, что требуется в нормативных правовых актах. С другой стороны, государство также ограничивает практику распространения секретных сведений, которые могли бы быть полезны при организации деятельности в частном секторе и принятии надлежащих решений. Такой замкнутый круг требует совершенствования действующей системы обмена информацией и создания новых возможностей открытого и продуктивного сотрудничества.

В соответствии с правовым регулированием в сфере ПОД/ФТ на ряд подотчетных организаций налагаются обязанности по передаче информации о подозрительной деятельности в подразделение финансовой разведки или правоохранительные органы. Компетентные органы после получения сведений анализируют их на предмет наличия признаков финансирования терроризма и принимают надлежащие меры реагирования.

Список литературы

1. Зажигалкин В.Е. «Дропы» — инструмент организации и исполнения контрабанды подконтрольных психоактивных веществ с использованием современных телекоммуникационных ресурсов / В.Е. Зажигалкин // Наркоконтроль. 2018. № 3. С. 28–30.
2. Идрисов Х.В. Финансовая безопасность как один из элементов в системе национальной безопасности России / Х.В. Идрисов // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 20. С. 809–816.
3. Кузнецова О.А. Экономико-социальная природа и правовая форма краудфандинговых отношений / О.А. Кузнецова // Пермский юридический альманах. 2019. № 2. С. 473–483.
4. Милосердов Н.А. Публичные интересы в праве: понятие и содержание // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 10 (131). С. 202–211.
5. Саттарова Н.А. Отдельные вопросы государственного администрирования в сфере обеспечения финансовой безопасности / Н.А. Саттарова, С.О. Шохин // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 40. С. 167–185.

Остальные статьи