Социальные последствия транснациональных преступлений экстремистской направленности
Аннотация
Настоящая статья отражает результаты исследования актуального вопроса, связанного с характеристикой сложного комплекса социальных последствий транснациональных преступлений экстремистской направленности. Автор анализирует действующее законодательство, практику его применения, а также доктринальные источники по теме исследования и приходит к выводам относительно специфики и видов социальных последствий, которые целесообразно учитывать при планировании и непосредственном осуществлении мер по минимизации таких последствий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 01/2025 |
Страницы | 43-46 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2025-1-43-46 |
Экстремизм, проявляющийся в разнородных противоправных деяниях, причиняет как непосредственные (первичные), так и опосредованные (вторичные) негативные социальные последствия, имеющие не только явный, но и скрытый характер, различающиеся формой своего выражения и, как следствие, возможностью либо невозможностью их точной стоимостной (денежной) или иной оценки. В случае приобретения данной противоправной деятельностью транснационального характера одновременно происходит дальнейшее расширение и усложнение комплекса причиняемых при этом социальных последствий, которые, кроме того, начинают затрагивать правоохраняемые интересы не одного, а двух или более государств, включая законные интересы относящихся к ним граждан и организаций.
Полагаем, что при рассмотрении социальных последствий транснациональных преступлений экстремистской направленности важно учитывать как изложенные выше, так и другие особенности, в том числе то, что данные последствия преимущественно не совпадают с вредом, указанным непосредственно в уголовном законе. Кроме того, при регламентации большинства составов преступлений экстремистской направленности в соответствующих уголовно-правовых нормах вообще не приводятся какие-либо общественно опасные последствия, что, на наш взгляд, подчеркивает повышенную социальную опасность таких уголовно наказуемых действий вне зависимости от того, какой вред они причиняют либо могут причинить в результате их совершения. Кроме того, представляется целесообразным разделять между собой социальные последствия транснациональных преступлений экстремистской направленности, относящихся к информационному и иному экстремизму.
Так, социальные последствия транснациональных преступлений экстремистской направленности, входящих в объем информационного экстремизма и состоящих, прежде всего, в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности и публичных действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение человеческого достоинства, заключаются в вовлечении в такую противоправную деятельность все большего числа людей, в особенности из молодежной среды, в создании или разрастании социальных конфликтов на национальной, расовой, религиозной, политической или иной почве. За счет распространения экстремистской идеологии и вовлечения в экстремистскую деятельность формируются предпосылки для создания экстремистских объединений, вступления в их ряды новых участников, создания новых и расширения структуры имеющихся экстремистских сообществ и организаций.
Кроме того, одновременно наблюдаются дальнейшая транснационализация и повышение уровня организованности экстремистской и террористической преступности, что, на наш взгляд, также можно отнести к социальным последствиям рассматриваемых преступлений. В свою очередь, укрепление и развитие транснациональных элементов и связей в механизме совершения данных преступлений способствует расширению географии соответствующей криминальной деятельности.
Социальные последствия иных транснациональных преступлений экстремистской направленности, связанных, в частности, с применением насилия или с угрозой его применения, уничтожением, повреждением или осквернением чужого имущества, грубым нарушением общественного порядка и выражением явного неуважения к обществу, состоят не только в причинении физической боли, вреда здоровью, смерти или материального ущерба, а равно в дестабилизации обстановки в общественных местах, но и в создании и (или) усилении конфликтов в обществе на национальной, расовой, религиозной, политической, идеологической или иной социально значимой основе, а также в провоцировании ответных противоправных действий представителей пострадавших социальных групп.