Законность и безопасность гражданско-правовых обязательств в сфере трансплантации органов человека
Аннотация
В статье проведен анализ действующих правовых норм и теоретических концепций относительно законности и безопасности договорных конструкций и последствий их применения в сфере трансплантации органов и тканей человека, определены проблемы правового регулирования и представлен авторский взгляд на их возможное решение.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 01/2025 |
Страницы | 6-14 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2025-1-6-14 |
Современная медицина при решении задач по продлению жизни человека и поддержанию его здоровья применяет все возможные средства и способы, в том числе с использованием донорских органов и тканей. Для медицинской науки интересен не только человек и его система органов, но и содержащаяся в них генетически важная информация, способная обеспечивать их качественную пересадку от человека к человеку. Деятельность в сфере трансплантации требует специализированных медицинских знаний в области хирургии, высоких технологий и права, а также участия особых субъектов. Особого внимания заслуживают методы лечения трансплантацией, то, каким образом проводится пересадка. Отсюда следует, что характер правоотношений в сфере трансплантации органов однозначно не определен.
Одни ученые-правоведы характеризуют отношения как гражданско-правовые, другие настаивают на их административно-правовом характере. Вместе с тем представляется важным разграничение основных правоотношений и отношений, выполняющих вспомогательную функцию. В основе трансплантации органов и тканей человека лежат правоотношения, возникающие по поводу оказания медицинской помощи пациенту медицинским учреждением. Все остальные правоотношения строятся вокруг него, сопровождают процесс его реализации и обеспечивают качественную и своевременную медицинскую помощь нуждающемуся лицу — пациенту. Более того, такие отношения по своему характеру не однородны, поскольку решают одновременно несколько различных задач. С одной стороны, они реализуют административные функции по обеспечению взаимодействия и координации деятельности медицинских структур в сфере трансплантации, с другой стороны, обеспечивают соблюдение частноправовых интересов донора и реципиента. Отношения между пациентом и медицинским учреждением носят притязательный характер, они основаны на волевых действиях пациента, направлены к медицинскому учреждению в установленном гражданским законодательством порядке. В свою очередь, пациент, находящийся в медицинском учреждении, берет на себя обязательство выполнять требования и рекомендации по соблюдению правил пребывания в нем по своей инициативе, поскольку в любой момент может отказаться от его услуг, за исключением случая невозможности принятия решения самостоятельно по состоянию здоровья. В этом случае помещение такого пациента в медицинское учреждение осуществляется только на основании решения лечащего врача или комиссионного медицинского заключения. Административная функция медицинского учреждения по отношению к пациенту может быть реализована только в случаях, установленных в законодательстве. Следовательно, гражданско-правовые способы обеспечения лечения (в том числе с использованием трансплантации) пациента, с точки зрения законодателя, являются более приоритетными по сравнению с властными, административно-правовыми методами.
Такая позиция представляется нам оправданной, поскольку именно такой разграничительный подход в определении степени значимости и места отдельных правоотношений обеспечивает истинное содержание всего правового механизма в сфере трансплантации органов и тканей человека и подтверждает их системную взаимосвязь, основанную на волеизъявлении пациента в рамках правоотношений с медицинским учреждением, с одной стороны, и донора с медицинским донорским центром при даче согласия на трансплантацию его органов при жизни и после его смерти — с другой.
Таким образом, кроме заслуживающей особого научного интереса пересадки органов как самостоятельной области медицины можно выделить несколько основных признаков правовой конструкции «трансплантация органов» с точки зрения вида деятельности (рис. 1) и как правового института (рис. 2).