Правила ознакомления с материалами уголовного дела: требуются новые подходы
Аннотация
В статье выявляются шероховатости, присущие правовым условиям ознакомления с материалами уголовного дела и приводящие к преднамеренным затягиваниям обвиняемыми и защитниками времени изучения предъявляемых документов и предметов. В этой связи высказывается предположение об объективной потребности в формировании новых, а точнее — значительно обновленных подходов к процедуре ознакомления с уголовным делом, основанных на разумном соотношении публичных и частных интересов как важнейшем условии реализации государственной политики в сфере уголовной юстиции. Отмечается, что, в первую очередь, надлежит отказаться от необоснованно высокого уровня комфортности реализации невластными участниками уголовного судопроизводства соответствующих процессуальных возможностей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 03/2025 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-3-16-20 |
Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела – одно из уголовно-процессуальных действий, присущих механизму окончания предварительного следствия в преддверии направления данного дела с обвинительным заключением в суд для рассмотрения по существу. Как известно, такое ознакомление является достаточно важным компонентом всего предварительного следствия в целом и его финальной фазы в частности. Ведь невзирая на внешнюю простоту, незамысловатость, предрасположенность к осуществлению лицами, не обладающими изрядным набором юридических знаний (например, представителями младшего начальствующего состава полиции, других правоохранительных органов, проходящими практику студентами младших курсов юридических вузов и т.п.), право знакомиться с материалами уголовного дела вполне заслуживает признания достаточно действенной юридической гарантии обеспечения непреложных условий осуществления уголовного правосудия.
Во-первых, в этой процедуре воплощен один из фундаментальных конституционных постулатов, предопределяющих базовые принципы взаимоотношений государства и личности в самых разных сферах публичного регулирования, – возможность любого человека беспрепятственно изучать материалы, в первую очередь, документы, непосредственно затрагивающие его права, свободы, законные интересы. Данный постулат находит отражение в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, где предусматривается как бы встречная, корреспондирующая обязанность государственных (муниципальных) органов и должностных лиц, состоящая в обеспечении такой возможности каждому заинтересованному лицу, за исключением прямо установленных законом «особых» случаев. К слову, одно из подобных исключений предусматривается именно Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее – УПК РФ, Кодекс). Оно обусловлено периодически возникающей потребностью в обеспечении безопасности определенных участников уголовного судопроизводства, их родных и близких, сохранения в тайне их персональных данных. Поэтому в ч. 1 ст. 217 УПК РФ говорится, что засекреченные в порядке ч. 9 ст. 166 УПК РФ сведения никакому предъявлению для ознакомления не подлежат.
Во-вторых, ознакомления с материалами уголовных дел способствуют значительному повышению степени осведомленности обвиняемых и защитников о содержании завершаемых досудебных производств. Им предоставляются прежде скрываемые от их восприятия информационные активы, позволяющие понимать и оценивать полноту, всесторонность и объективность результатов следственной деятельности, а также определять тактику дальнейшей защиты, формулировать собственные позиции, подлежащие отражению в соответствующих ходатайствах, выступлениях в судебных заседаниях и т.п. В этой связи Н.А. Якубович еще в 1962 г. справедливо писала о двуедином предназначении процедуры ознакомления с материалами уголовного дела – отмечала предопределенные ее результатами возможности невластных участников как готовиться к осуществлению своих функций в предстоящих судебных заседаниях, так и добиваться исчерпывающего установления всех имеющих значение обстоятельств путем заявления соответствующих ходатайств.