Административная ответственность лиц, пользующихся международно-правовым иммунитетом
Аннотация
В работе приведена классификация лиц, обладающих международно-правовым иммунитетом, проанализировано российское и международное законодательство по вопросу привлечения к ответственности лиц, обладающих привилегиями в праве, описан алгоритм привлечения к административной ответственности дипломатов, послов и консулов, указаны проблемы привлечения лиц, обладающих международно-правовым иммунитетом. В заключение сделан вывод о том, что необходимо пересмотреть порядок привлечения дипломатов, послов и консулов к административной ответственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 03/2025 |
Страницы | 69-72 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-3-69-72 |
Становление правовых иммунитетов начинается еще в Древнем Риме. Трибуны плебса (народные трибуны) в Древнем Риме были неприкосновенны, любое посягательство на них каралось смертной казнью. В их обязанности входило созывать сенат, предлагать новые законы, а также накладывать вето на действия консулов, защищая интересы плебеев
С развитием торговых отношений появляются такие субъекты права, как послы и консулы иностранных государств, обладающие неприкосновенностью. Впервые освобождение послов и консулов от ответственности отмечается в Судебнике 1497 г. Так, он гласил, что при нарушении внутреннего законодательства представитель иностранного государства подлежал выдаче той стране, представителем которой он являлся. В данный период времени еще не выделяются такие отрасли права, как уголовное, административное, поэтому указанный период времени мы можем охарактеризовать как предпосылки формирования правовых иммунитетов.
В настоящее время административная ответственность дипломатов, послов и консулов регулируется: ч. 3 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц» (КоАП РФ), Венской конвенцией о дипломатических сношениях и Венской конвенцией о консульских сношениях. Однако, порядок привлечения к административной ответственности указанных лиц до сих пор имеет противоречивый характер. В частности, нигде не прописан объем полномочий правоохранительных органов в отношении лиц, обладающих международно-правовым иммунитетом, порядок действий при совершении данными лицами деяний также нигде не приводится. КоАП РФ гласит, что вопрос разрешается в соответствии с нормами международного права. Тем не менее проблема совершения административных правонарушений дипломатическими консулами и послами остается актуальной.
Так, в Москве в 2011 г. выявлен факт незаконного функционирования игорных заведений на территории посольств. Запросы, направленные Министерством иностранных дел Российской Федерации, были проигнорированы, к ответственности никто не был привлечен.
Самым распространенными правонарушениями остаются вождение в состоянии алкогольного опьянения и нарушение правил дорожного движения. Генеральный консул США во Владивостоке Дуглас Кент, российский дипломат Андрей Князев в Оттаве, румынский дипломат Сильвиу Ионеску в Сингапуре, дипломат Грузии Георгий Махарадзе в Вашингтоне — их деяния еще надолго останутся в памяти населения стран, на территории которых они были совершены. Только в последнем примере дипломат был лишен иммунитета и привлечен к ответственности.