Административный акт в структуре контрольно-надзорного правоотношения
Аннотация
В статье предложена попытка определить место административного акта в структуре контрольно-надзорного правоотношения. Авторский подход к обоснованию места административного акта в структуре контрольно-надзорного правоотношения базируется на двух условиях: выделении уровней правоотношений при государственном контроле и надзоре, а также процедурной природе последних. Предложена классификация вариантов позиционирования административного акта в структуре контрольно-надзорного правоотношения, основные среди которых связаны с пониманием административного акта в соотношении с контрольно-надзорными процедурами (элемент, результат, этап процедур) и с контрольно-надзорной компетенцией государственного органа (отражение воли контролера, его усмотрения). Сделан вывод о сквозной роли категории административного акта в теории контрольно-надзорного правоотношения, способной объединить материальные и процессуальные нормы в регулировании государственного контроля и надзора.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 03/2025 |
Страницы | 9-13 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-3-9-13 |
Контрольно-надзорные правоотношения закономерно относятся к административно-правовым отношениям. Теоретические конструкции последних в административном праве отличаются многообразием и плюрализмом в обосновании таких важнейших элементов теории правоотношений, как структура, субъект, объект и содержание правоотношения, соотношение реального общественного отношения и правоотношения и др.
Любое правовое отношение следует рассматривать как регулируемое нормами соответствующей отрасли права конкретное взаимодействие между точно установленными субъектами, носителями правомочий и обязанностей. При обосновании административного правоотношения используется достаточно традиционная формула: правоотношение как урегулированное правом общественное отношение. Г.И. Петров под советскими административно-правовыми отношениями понимал регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере советского государственного и общественного управления. По мнению ученого, по своему конкретному характеру они являются управленческими, что отличает их от всех иных советских правовых отношений. Ю.М. Козлов считал, что административно-правовое отношение есть урегулированное нормами административного права общественное отношение в сфере государственного управления, в котором стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. Применительно к административно-процессуальным отношениям В.Д. Сорокин говорит о разновидности социалистических правовых отношений, представляющих собой юридическую связь между конкретными субъектами, обладающим определенными процессуальными правами и обязанностями.
Все административно-правовые отношения взаимосвязаны в отраслевом плане, хотя в их число входят как регулятивные, так и правоохранительные отношения, которые дифференцируются по соответствующим подсистемам. При этом отношения при осуществлении государственного контроля и надзора ученые относят как к регулятивным, так и к правоохранительным правоотношениям. Более обоснованной нам в этой связи представляется позиция профессора С.М. Зырянова, заключающаяся в рассмотрении контрольно-надзорных правоотношений в качестве отдельного блока в более обширной массе регуляторных правоотношений.
Думается, что, несмотря на активное исследование проблематики государственного контроля и надзора в условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности государства, вопросы места и роли административного акта в юридической конструкции контрольно-надзорного правоотношения остаются за пределами научного интереса ученых. В то же время четкое позиционирование административного акта в структуре правоотношений, возникающих до, во время или по результатам государственного контроля и надзора, способно ответить на многие проблемные вопросы правового регулирования контрольно-надзорных связей и в конечном итоге повысить эффективность контрольно-надзорного взаимодействия.