Русская эмигрантская политическая мысль ХХ в. о перспективах развития российского государства
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые идеи И.А. Ильина и других известных представителей российской эмиграции ХХ в. о перспективах развития формы российского государства. Цель статьи состоит в определении отношения ученых в эмиграции к форме правления и государственно территориальному устройству в РСФСР и СССР и перспектив их развития. В качестве основных методов исследования применены исторический, компаративистский и системный подходы. Из-за ограниченности объема статьи в ней кратко изложены идеи лишь самых известных мыслителей российской эмиграции, непосредственно исследовавших форму государства. На основе изложения политико-правовых идей представителей русского зарубежья сделан вывод о том, что русскими эмигрантами были предложены различные футурологические модели развития формы российского государства, которые отражали их мировоззрение, государственно-правовые ценности. Русская миграция не была едина по вопросу будущего развития России и формы российского государства. По государственно-правовым ценностям они были монархистами или республиканцами, федералистами или унитаристами, имели разные видения на оптимальную форму государства, отличались по взглядам о месте религии в государстве и обществе, роли православия в становлении и развитии российского государства. Отмечено, что большинство монархистов не замечали положительных изменений, которые произошли в СССР за 20–40 лет советской власти, как в политической, экономической, так и в социальной сферах жизни общества, в силу того что в России существовала республиканская форма правления и федеративное государственно-территориальное устройство, церковь была отделена от государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 03/2025 |
Страницы | 43-48 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-3-43-48 |
Революционные события 1917 г. существенно и всесторонне изменили структуру общества, социально-экономическую и государственно-правовую жизнь в России. В феврале 1917 г. наступил период нового «смутного времени», господства идей республиканизма, федерализма и анархизма.
Пришедшие к власти большевики заменили государственно-правовые ценности, духовную и материальную культуру коренных народов России, подчинив ее принципу классовости, интернационализма и партийности. Свободная русская политико-правовая мысль в самой России не получила официального развития и стала возможна только в эмиграции. Монархисты не смогли принять установившуюся в России республиканскую форму государственного правления и федеративную форму государственно-территориального устройства, отмену церковных браков, отделение церкви от государства. Воспитанные в духе официальной идеологии Российской империи XIX в. («православие, самодержавие, народность»), они поддерживали идеи о том, что в основе воспитания должна быть религия, которую метко в свое время отметил славянофил А.С. Хомяков. Для И.А. Ильина, И.Л. Солоневича и других монархистов победа большевиков в России рассматривалась как трагическая ошибка, которая будет исправлена в ближайшие десятилетия.
Больше всех о перспективах развития России, о форме будущего российского государства писал И.А. Ильин. Он хотя и был учеником известного либерально мыслящего П.И. Новгородцева, но имел во многом диаметрально противоположные взгляды на форму государства. И.А. Ильин считал, что возрождение России возможно только на принципах абсолютной монархии, унитаризма, православия и здорового национализма. И.А. Ильин критиковал не только форму Советского государства и советское право, но и деятельность и идеи большевиков (революционеров-интернационалистов), которые создали в России тиранический режим, который может быть в будущем заменен такой государственной формой, которая будет создана с учетом народного правосознания, размеров территории государства, численности населения, климата, природы и национального состава граждан. В силу этого у каждого народа и государства своя история, душа и природа, уникальная форма государства и Конституция. Этому будет предшествовать основанная на национализме, патриотизме и авторитаризме диктатура, которая выполнит воспитательную и возрождающую роль. По мысли И.А. Ильина, «тысячелетняя неспособность русского народа к федерации сменилась ныне… искусством строить малые государства». Большевики «надругались над федеративной и над унитарной формой государственности»: фактически унитарное по государственно-территориальному устройству Советское государство назвали федерацией. Самым неприемлемым элементом в форме Советского государства он считал республиканскую форму государственного правления. Россия, федеративная или унитарная, если в ней будет существовать республиканская форма государственного правления, не сможет обеспечить процветание и подлинное свободное развитие народу.
В 1951 году И.А. Ильин писал, что будущая Россия должна строиться с учетом «ее исторических, национальных, религиозных, культурных и державных основ и интересов». Россия не должна ничего заимствовать от других государств. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса об отмирании государства и переходе в «царство свободы» оказалось «радикальным пустословием и обманословием». И.А. Ильин предсказывал, что первым делом «после падения коммунистического ига и террора» русский народ должен будет вернуть награбленное и «восстановить свое законное владение». После тирании нельзя будет установить демократический строй, так как для этого не будет никаких условий. Процесс денационализации бывшей собственности, как этого хотел И.А. Ильин, не мог произойти без насилия, новых потрясений.