Пути решения национального вопроса в Юридическом совещании Временного правительства России
Аннотация
В статье рассмотрена консультативная деятельность Юридического совещания Временного правительства России на примере попыток направления развития многонационального государства по пути культурно-национальной автономии. В условиях крушения имперского государственного механизма национальные политические элиты проигнорировали весьма непоследовательные попытки Временного правительства занять место суверена, несмотря на весьма теоретически привлекательные идеи, представленные членами Юридического совещания. Ограниченный объем статьи позволил весьма схематично исследовать взаимоотношения политического центра с украинской Центральной радой и финляндским Сеймом. Сделан вывод о невозможности проведения каких-либо реформ и нововведений на местах в условиях недостаточных сил центра, не позволяющих ему быть уверенным в лояльности местных элит, призванных проводить в жизнь эти реформы и нововведения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 03/2025 |
Страницы | 36-42 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-3-36-42 |
Образованное в результате Февральской революции Временное правительство неизбежно столкнулось с целым рядом проблем правового характера, связанных с отречением императора от власти, то есть с прекращением существования монархии. И самая первая проблема ⸺ это отсутствие собственного правового статуса. Ведь ни самим Временным правительством, ни органами, его создавшими, не было принято нормативного правового акта, который бы закрепил основные компетенции нового органа власти. Известный юрист и политик В.Д. Набоков, исполнявший обязанности управляющего делами Временного правительства, отметил, что единственным документом, определившим объем власти Временного правительства «и вместе с тем решившим вопрос о формах его функционирования», был Акт об отказе от принятия верховной власти, который подписал великий князь Михаил Александрович. В акте он просил «всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа». В этом отношении российское Временное правительство полностью соответствовало прочим органам, созданным революцией или войной на обломках прежнего правопорядка. Как утверждал М. Ориу, «революционное правительство силой вещей прежде всего организуется в форме исполнительной власти, поскольку значительно легче создать некую комиссию, наделенную исполнительными функциями, нежели сформировать полноценное и представительное законодательное собрание». «Исполнительная власть тогда наделяется правом издавать общие регламенты, посредством простого декретирования они и заменяют закон, а для их исполнения и санкционирования применяется публичная власть. Временные правительства осуществляют свою власть впредь до формальной ратификации конституционным законом».
Для установления пределов и характера своей компетенции уже 2 марта 1917 г. Временное правительство создало орган, впоследствии названный Юридической комиссией, в составе выдающихся юристов Ф.Ф. Кокошкина, Н.И. Лазаревского, барона Б.Э. Нольде и членов Государственной думы В.А. Маклакова и М.С. Аджемова. Но, поскольку на рассмотрение этой комиссии передавались вопросы, выходившие за пределы, очерченные при ее создании, Временное правительство преобразовало ее в Юридическое совещание своим постановлением от 22 марта, добавив к шести его членам управляющего делами Временного правительства В.Д. Набокова. В апреле указами Временного правительства в состав Юридического совещания были введены «кандидат прав В.В. Водовозов… и член консультации при Министерстве юстиции А.Я. Гальперн».
В компетенцию нового органа входили все вопросы публичного права, возникшие в связи с государственным переворотом, а также выдача заключений и рекомендаций по всем мероприятиям, если они потребуются Временному правительству. Но реальными властными полномочиями он не обладал, на что обратил внимание последний председатель Совещания Н.И. Лазаревский: «…Юридическое совещание никакой активной роли в деле управления не играет. Члены его имеют значение советников при Временном правительстве, которые не обладают какой-либо властью и авторитет которых основывается лишь на том, что их мнения составляют responsa prudentium (ответы знатоков права), имеющие лишь логическую убедительность».
Национальный вопрос был одним из наиболее проблемных для Временного правительства, и Юридическое совещание уделяло большое внимание его решению. Тем более, что вопрос этот возник значительно ранее Февральской революции. Некоторые его составляющие были разрешены сразу после Февральской революции: постановление Временного правительства от 20 марта 1917 г. упразднило все национальные и вероисповедные ограничения для граждан России, решив окончательно еврейский вопрос. Польский вопрос в Юридическом совещании не обсуждался, программные документы партий, представленных членами совещания, прямо указывали на введение польской автономии (партия конституционных демократов).