Дата публикации: 19.03.2025

Новеллы российского законодательства о цифровых валютах и их использовании участниками внешнеэкономической деятельности в условиях санкций

Аннотация

В статье автор рассматривает отдельные новеллы российского законодательства, связанные с защитой национальных интересов в условиях санкционного режима недружественных стран, с использованием цифровых валют в трансграничных переводах, а также анализирует их эффективность.




Российским органам государственной власти в условиях активного нормотворческого процесса, связанного с необходимостью противодействия введенному США, ЕС и иными присоединившимися к ним странами санкционному режиму, требуется переосмыслить устоявшиеся подходы ко многим ключевым правовым категориям, а также к существующей нормативной правовой базе, касающейся осуществления внешнеэкономической деятельности.

Для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наиболее сложным и комплексным остается вопрос осуществления трансграничных переводов денежных средств, связанных с оплатой товаров, импортируемых в ЕАЭС в интересах конечных потребителей из России. В целях преодоления возникающих сложностей и нивелирования последствий недружественных действий иностранных государств разработаны, согласованы, приняты и вступили в силу значимые для внешней торговли изменения в российском законодательстве.

Указанные новеллы имплементированы Федеральным законом № 221-ФЗ (далее — Закон № 221-ФЗ), который, согласно досье его проекта № 237585-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования цифровой валюты), прошел достаточно длинный и сложный путь.

Так, в ноябре 2022 г. он был внесен на рассмотрение группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. И только в конце апреля 2024 г. профильным Комитетом по финансовому рынку подготовлено соответствующее заключение на него, после чего законопроект, наконец, вынесли на общее обсуждение. Получив ряд дополнительных согласований, корректировок и окончательный отзыв Правительства РФ, законопроект был принят Государственной Думой РФ, а 2 августа 2024 г. одобрен уже Советом Федерации. Безусловно, такая содержательная и продолжительная работа связана со спорным характером любых предложений, касающихся использования цифровых валют.

Например, Банк России ранее заявлял о неоднозначности подходов к изучаемой теме, направляя соответствующие письма в кредитно-финансовые учреждения с рекомендациями по минимизации их участия в деятельности, способствующей операциям с цифровыми валютами.

Список литературы

1. Осипова В.С. Цифровая валюта. Отличие криптовалюты от цифровой валюты / В.С. Осипова // Альманах Крым. 2024. № 42. С. 113–119. EDN: MPLPSP.
2. Санникова Л.В. Правовые основы цифровых валют центральных банков и цифрового рубля / Л.В. Санникова // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 5. С. 27–44. DOI: 10.31107/2075-1990-2023-5-27-44. EDN: CQUWZS.
3. Chen J. Central bank digital currencies: Digital Yuan and its role in Chinese digital economy development / J. Chen, I. O. Nesterov // RUDN Journal of Economics. 2023. Vol. 31. Iss. 1. P. 120–133. DOI: 10.22363/2313-2329-2023-31-1-120-133. EDN: QRWNLD.

Остальные статьи