Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
Аннотация
Легальное введение аудита публичных закупок сформировало необходимость определить его место в системе национального аудита. Анализ действующих норм права, регулирующих финансовый контроль и аудит в Российской Федерации, позволил представить авторскую классификацию системы национального аудита, в которой обозначено место публичного аудита в сфере закупок. Предложено внутренний и внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль называть бюджетным аудитом и публичным аудитом. Сформулировано авторское определение публичного аудита сферы закупок как составной части публичного аудита.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 03/2025 |
Страницы | 5-9 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-3-5-9 |
Краткий анализ истории развития закупок в Российской Федерации свидетельствует о преимущественном использовании понятия «государственный финансовый контроль». Указанное непосредственно связано с иерархией правоотношений по финансовому обеспечению и реализации публичных закупок (субъект, осуществляющий контроль, по отношению к контролируемому обладает более высоким статусом и полномочиями властного принуждения). Поэтому «аудит» в сравнении с понятием «контроль» звучит мягче и менее императивно. Этому также способствуют характерные признаки аудита: открытость, независимость, объективность и т.д.
Введение Петром I понятия «аудит» в качестве государственного финансового контроля узкой направленности в сфере имущественных отношений в армии способствовало тому, что аудиторами в Российской империи чаще всего именовали военных делопроизводителей и законников, чиновников для военного судопроизводства.
Рассматривая понятия «аудит» и «финансовый контроль», одни ученые полагают, что государственный аудит — это «вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависит от органов исполнительной власти и подотчетен органам законодательной власти», другие утверждают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач.
Также есть мнение, что «применительно к сфере внешнего аудита деятельности органов власти по правлению общественными ресурсами вместо понятия «аудит» в русском языке используется более привычное понятие «контроль». К примеру, С.О. Шохин, принимая во внимание равнозначность данных понятий в международных стандартах аудита, ставит знак равенства и в национальных актах между «аудитом» и «контролем».
Однако существует и противоположная позиция, согласно которой «контроль не отражает многих оттенков смысла концепции государственного аудита, поскольку последний предполагает не только добровольную подотчетность государственного органа внешнему контролю со стороны общества, но и высокий авторитет органов государственного аудита, основанный не на силе принуждения, а на открытости, объективности и независимости их деятельности».