К вопросу о сущности коммерческой корпорации: аксиологическая теория
Аннотация
Цифровизация, развитие интеллектуальной собственности и инновационных технологий требуют переосмысления и уточнения правовых понятий «юридическое лицо» и «коммерческая корпорация». На основе анализа теорий юридического лица, статистики по регистрации коммерческих корпораций и «компаний одного лица», а также потребностей и особенностей современного гражданского оборота автором сформулирована аксиологическая теория коммерческой корпорации. Предложено определение понятия «ценности коммерческой корпорации», рассматриваемого как детерминанта экономико-правовой организации коммерческой корпорации. В ракурсе обеспечения экономической безопасности коммерческая корпорация рассматривается как реально существующая организация, включающая «людской», имущественный, организационно-управленческий и хозяйственно-производственный субстраты (элементы), формирующие условия для осуществления предпринимательской деятельности. Выдвинутая теория формирует научно-методологическую основу для обеспечения экономической безопасности коммерческой корпорации и демонстрирует эмерджентный субстрат корпорации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 01/2025 |
Страницы | 37-43 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2025-1-37-43 |
Цивилистика на протяжении веков пытается отыскать субстрат юридического лица и корпорации. Палитра многочисленных теорий и продолжающийся научный поиск свидетельствуют о многоаспектности и затруднительности доктринального уяснения сущности данных правовых феноменов. В свою очередь, фундаментальная трансформация общественных и правовых отношений, обусловленная набирающей обороты цифровизацией, внедрением искусственного интеллекта и иных инновационных технологий, вновь требует переосмысления и уточнения устоявшихся правовых понятий, таких как «юридическое лицо» и «корпорация».
Видится целесообразным кратко обозреть теоретические достижения науки для выработки нового подхода в современных условиях. Так, Ф.К. фон Савиньи, развивший теорию фикций в начале XIX в., рассматривал юридическое лицо как искусственно предположенный субъект и придавал первостепенное значение «людскому» субстрату, отыскивая живых людей за фигурой юридического лица путем отказа от правовой конструкции юридического лица и обнаруживая эмерджентный эффект в результате соединения людей в корпорации.
Другой немецкий правовед А. фон Бринц, признавая существование бессубъектных прав, обосновывал возможность принадлежности имущества не только кому-либо, но и чему-либо — цели, служению которой оно предназначается (теория целевого имущества), что подчеркивает значение имущественной компоненты в деятельности компании.
Для Р. фон Иеринга юридическое лицо — это лишь «подставной субъект (aftersubject), за которым скрывается подлинный». Не углубляясь в содержание его понятия «дестинаторы», отметим, что выделение интересов обширной группы выгодоприобретателей в финансовом и социальном смыслах было важным шагом на пути последующего осмысления сущности отношений, складывающихся в корпоративных юридических лицах.
Академик А.В. Венедиктов видел реальность юридического лица как правовой формы общественных отношений и формы правовой организации человеческого коллектива. Безусловно, с хозяйственно-правовой точки зрения достоинством теории коллектива является выделение роли труда рабочих и служащих, без которого невозможно экономическое воспроизводство.