Корпоративное управление уходит в цифру
Аннотация
Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировал порядок участия членов хозяйственных обществ в заседаниях и установил правила их нотариального удостоверения. Автор проанализировал новые нормы и некоторые вопросы, связанные с их применением, в том числе с использованием иностранных УКЭП, пришел к выводу о возможности полного перехода корпораций на безбумажный корпоративный документооборот.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право и бизнес № 01/2025 |
Страницы | 8-12 |
DOI | 10.18572/2712-8865-2025-1-8-12 |
Новеллы в правилах проведения заседаний собраний
Федеральным законом от 8 августа 2024 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 287-ФЗ) внесены существенные изменения в законодательство о хозяйственных обществах (далее — общества), в том числе связанные с возможностью удаленного участия в заседаниях органов управления и удостоверения их решений.
Эпидемия новой коронавирусной инфекции 2020 г. привела к быстрому распространению дистанционных технологий. Начиная с 2020 г. законодатель предусматривал возможность проведения годовых общих собраний в заочной форме, с этого же периода ускорилось обсуждение необходимости отражения в позитивном праве правил о дистанционных собраниях, и уже 20 ноября 2020 г. соответствующий законопроект № 1059849-7 был внесен в Государственную Думу.
Заметим, что обсуждение и попытки внедрения в практику акционерных обществ дистанционных собраний начались еще задолго до 2020 г.: в 2015 г. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» был дополнен п. 11 ст. 49, предусматривающим возможность участия в очном собрании с помощью дистанционных технологий без присутствия в месте проведения собрания, однако без подробной регламентации порядка участия акционеров в таком собрании и регулирования процедуры установления личности такого «дистанционного» акционера ее использование в полной мере было невозможным.
В 2021 г. были внесены изменения в ст. 181.2 ГК РФ, регламентирующие порядок дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в дистанционных заседаниях. Однако одной этой нормы оказалось недостаточно. Как отмечают И.С. Шиткина и К.В. Севеева, «меры по решению указанных проблем (например, способы идентификации лица, участвующего в собрании) в законодательстве не закреплены».