Правовое регулирование применения платформенных решений при осуществлении предпринимательской деятельности
Аннотация
Применение цифровых технологий предоставляет безграничное пространство и поле деятельности для субъектов предпринимательской деятельности. Применение цифровых платформ является ярким тому примером. Однако внедрение цифровых платформ при осуществлении отдельных видов экономической деятельности порождает многочисленные вопросы, связанные с пределами и самим содержанием правового регулирования. Автор анализирует проблемы, предопределенные локальностью развития правового регулирования платформенных решений.
Тип | Статья |
Издание | Право и бизнес № 01/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/2712-8865-2025-1-2-7 |
Применение цифровых платформ становится крайне важным для развития экономики в различных сферах. Платформенные решения получили свою популярность в силу того, что они способствуют увеличению различных операций без существенного роста затрат. Кроме того, функционирование цифровых платформ в режиме реального времени вне зависимости от часового пояса или местоположения предопределяет их доступность как для продавцов, так и для покупателей, что благоприятно сказывается на динамике товарооборота.
Несмотря на такую значимость цифровых платформ для глобальной экономики в целом и экономики конкретного государства в частности, правовое регулирование их применения имеет несколько локальный характер.
Локальность выражается в следующих аспектах.
Во-первых, нет единого подхода в отношении самой дефиниции «цифровая платформа». В разных нормативных правовых актах используется свое трактование понятия «цифровая платформа». Так, в Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы», цифровая платформа определяется как бизнес-модель, существование которой сводится исключительно к удовлетворению потребностей потребителей и поставщиков обмена продуктами, услугами или информацией в онлайн-среде. Такой подход не в полной мере соответствует реальным общественным отношениям. Применение цифровых платформ не ограничивается только сферой торговли. Существенный импульс развития получили платформенные решения в публичной сфере. В качестве примера можно привести Концепцию создания и функционирования национальной системы управления и плана мероприятий («дорожную карту») по созданию национальной системы управления данными на 2019–2021 гг., утвержденную Распоряжением Правительства РФ № 1189-р от 3 июня 2019 г. Речь в данном акте идет о федеральной государственной информационной системе, которая именуется «Единая информационная платформа национальной системы управления данными». Уже исходя из названия информационная платформа национальной системы управления данными является не бизнес-моделью, а информационной системой в смысле п. 3 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На основе указанной выше платформы государство предоставляет государственные и муниципальные услуги. Иными словами, публичные образования также могут использовать платформенные решения для осуществления своих функций. В финансовой сфере государство также использует платформенные решения для осуществления своих функций. К таковым можно отнести платформу цифрового рубля. На законодательном уровне понятие «платформа цифрового рубля» нашло свое закрепление в Федеральном законе № 161-ФЗ от 27 июня 2011 г. «О национальной платежной системе». Под ней нормативный правовой акт понимает информационную систему, которая позволяет организовать взаимодействие Банка России как оператора данной платформы и ее пользователей для совершения операций с цифровыми рублями.
Благодаря цифровым технологиям контроль и надзор как одна из функций государства также реализуется с помощью платформенных решений. Информационная система «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа» является примером того, как с помощью платформенных решений осуществляется оформление перевозок грузов. Общие положения, регулирующие деятельность данной платформы, содержатся в Постановлении Правительства от 3 июля 2024 г. № 908. Согласно указанному документу с 1 августа 2024 г. на территории Российской Федерации создается национальная цифровая транспортно-логистическая платформа — НЦТЛП. Внедрение такой платформы является экспериментом, направленным как на реализацию целей национального развития, заложенных в Указе Президента от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а также на интеграцию отечественного транспортного сектора в международный рынок транспортно-логистических услуг. Платформенные решения, используемые в части аккумулирования информации о выданных транспортных документах, позволят обеспечить прозрачность транспортного документооборота, что относится к одной из задач Транспортной стратегии РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2023 г. № 3363-р.