Недобросовестные практики участников банковского рынка и противодействие им
Аннотация
В условиях рыночной экономики полноценное развитие банковского сегмента финансового рынка требует как реализации мер, нацеленных на формирование потребности в добросовестном поведении, так и противодействия складывающимся недобросовестным практикам. Обострение конкуренции на рынке банковских услуг приводит к борьбе за увеличение количества заключаемых договоров, в том числе за счет мисселинга, что влечет риски недобросовестного поведения со стороны кредитных организаций и их сотрудников, становится одной из характеристик рыночной ситуации и требует ответных мер. В настоящей статье проводится идентификация недобросовестных практик и их противопоставление добросовестным, рассматриваются некоторые виды недобросовестного поведения, определяются меры противодействия им в целях предупреждения и пресечения правонарушений и защиты прав потребителей банковских услуг.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 01/2025 |
Страницы | 53-60 |
УДК | 346.2 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2025-1-53-60 |
Развитие рыночных экономических отношений влечет необходимость использования разнообразных средств продвижения банковских услуг в борьбе за внимание потребителя и влечет формирование определенных алгоритмов поведения профессиональных участников банковского сегмента финансового рынка (далее — финансовый рынок), называемых коммерческими практиками и подразделяемых на добросовестные и недобросовестные.
Добросовестные коммерческие практики служат ориентиром для допустимого поведения. В сфере финансового рынка инициатором их появления и фактическим разработчиком выступили лица, выполняющие организационные, регулирующие функции в отрасли. Так, были обнародованы имеющие рекомендательный характер «Основные принципы добросовестного поведения на финансовом рынке (Кодекс добросовестного поведения)» (Центральный Банк РФ, 2019 г.), «Кодекс участников торгов на Московской бирже». Применение указанных кодексов конкретным профессиональным участником финансового рынка является добровольным, осуществляется путем декларирования этого на своем официальном сайте и направления соответствующей информации в Банк России.
Формирование принципов добросовестного поведения осуществляется и на международном уровне. Так, имеет место присоединение российских банков к «Принципам ответственной банковской деятельности» финансовой инициативы программы ООН по окружающей среде (UNEP FI), реализация которых способствует достижению Целей устойчивого развития ООН и целей Парижского соглашения по климату. Принят «Глобальный кодекс Валютного рынка (Свод глобальных принципов добросовестной практики Валютного рынка)», направленный на обеспечение добросовестности и эффективности функционирования оптового валютного рынка. Он не налагает юридические или регуляторные обязательства на участников рынка и не заменяет локальное нормативно-правовое регулирование, а определяет глобальные добросовестные практики и процессы.
Однако институализированные в форме кодексов принципы добросовестного поведения могут в некоторых случаях приобретать юридическое значение в качестве дополнительного аргумента, примером чего служит кейс одного из банков, бывшие руководители которого были обвинены в незаконном получении прибыли для банка при исполнении клиентского заказа. Сторона защиты представила в суд юридическое заключение, обосновывавшее невиновность указанных лиц с точки зрения Глобального кодекса Валютного рынка, чем продемонстрировала важность понимания нюансов проведения операций и следования профессиональной этике при их формальном противоречии житейской логике и представлениям о мошенничестве с точки зрения уголовного права.
Недобросовестные коммерческие практики охватывают поведение лиц при осуществлении предпринимательской деятельности в виде использования правовых средств и совершения сделок, в своей совокупности и в определяемой тактикой поведения последовательности направленное на получение необоснованных преимуществ за счет предоставления контрагентам неполной, недостоверной или не соответствующей действительности информации.