Понятие и особенности антикризисного законодательства на рынке банковских услуг
Аннотация
В статье автор обращается к исследованию сущности, ключевым чертам и понятию антикризисного законодательства на рынке банковских услуг. Отдельно анализируются антикризисные полномочия Президента РФ и Банка России, в том числе в свете вопроса о системе антикризисного законодательства. Автором обозначаются риски, связанные с отсутствием единообразного понимания антикризисного законодательства в условиях его экстраординарного действия и предлагаются направления минимизации данных рисков, в том числе в рамках закрепления компетенции по выработке антикризисной политики за Национальным финансовым советом Банка России и систематизации антикризисного законодательства на банковском рынке.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 01/2025 |
Страницы | 33-44 |
УДК | 347.73 + 336.71 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2025-1-33-44 |
Как отмечается в литературе, впервые к выводу о необходимости проведения четко организованной государственной кризисной политики пришли американские экономисты еще после Великой депрессии 1930-х годов. С 1932 г. в американском бюджете стала выделяться отдельная статья «Ассигнования на кризисные мероприятия».
За 20 лет конца прошлого века через банковские системы прошло около 160 кризисных волн. То есть каждый год в мире банковский кризис затрагивал восемь стран. Экономические издержки финансовых кризисов настолько возросли, что ни одна страна уже не может их игнорировать.
Антикризисное регулирование — это политический курс правительства, направленный на защиту предприятий от кризисных явлений и на предотвращение их банкротства и ликвидации. Под антикризисным законодательством И.И. Шувалов предлагает понимать предметно обособленные правовые массивы, характеристика которых невозможна методом отраслевого деления права и законодательства, включающие нормы срочного и адресного действия, формирующиеся в условиях социально-экономического кризиса, в первую очередь для преодоления его последствий и стабилизации экономики в системе и структуре законодательства. Антикризисное законодательство, которое имеет приоритетное значение в рамках специальных условий, позволяет более гибко реагировать на потребности предпринимателей в сложившихся экономических условиях. Во-первых, оно включает оперативные нормы временного характера, обеспечивающие финансовую стабильность, и, во-вторых, оно характеризуется смещением границ и перераспределением нормотворческих полномочий по предметам правового регулирования общественных отношений от законодательного уровня к подзаконному нормотворчеству. Практически идентичной высказанной мной ранее позиции является появившаяся позже точка зрения о циклических нормативных массивах в праве, которые в своем развитии «не обнаруживают тенденции к обособлению, подобно отраслям или институтам права, а, напротив, демонстрируют способность к сквозному пронизыванию всех или большинства элементов системы права, внедрению в устоявшиеся ее элементы, особому взаимодействию с ними, детерминации их содержания, функционирования, а также вектора и темпов дальнейших трансформаций», существование которых обосновывается авторами применительно к антикоррупционной сфере, а также цифровой экономике. В дальнейшем данную мысль авторы подхватили и применительно к законодательству, принимаемому в России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также в отношении антикризисного законодательства.
В условиях дефицита времени, в которых принимаются решения, касающиеся антикризисного регулирования, важно учитывать эффективность принимаемых мер не только в краткосрочном периоде.