К вопросу о разграничении законного ведения бизнеса взаимозависимыми лицами от незаконного дробления бизнеса
Аннотация
Анализ судебной практики показывает, что количество дел об оспаривании решений налоговых органов о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности на основании ст. 54.1 НК РФ существенно растет. Вместе с этим и увеличивается количество судебных актов об удовлетворении требований налогоплательщиков и признании решений налоговых органов неправомерными. Это актуализирует вопрос о разграничении понятий «дробление бизнеса» и законное «ведение предпринимательской деятельности взаимозависимыми лицами». Автором выявлены и приведены в статье признаки, позволяющие разграничить указанные понятия. Также автор приходит к выводу о необходимости применения разных санкций при установлении использования схемы дробления бизнеса и факта совершения сделок между налогоплательщиком и взаимозависимыми лицами не в соответствии с их действительным экономическим смыслом. Автор обосновывает позицию, согласно которой названные действия представляют собой различные самостоятельные налоговые правонарушения. На основании проведенного исследования автором сформулированы рекомендации по ведению предпринимательской деятельности взаимозависимыми лицами с целью исключения признаков применения схемы дробления бизнеса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 01/2025 |
Страницы | 30-34 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2025-1-30-34 |
Существующая политическая обстановка в Российской Федерации как никогда актуализирует вопрос о поиске денежных средств для пополнения бюджета страны. Общеизвестным является факт того, что большая часть бюджета страны пополняется за счет налоговых платежей. В связи с этим стоит полагать, что в ближайшем будущем меры налогового контроля будут существенно усилены.
Проблема ухода от налогообложения путем дробления бизнеса не является новой ни с точки зрения судебной практики, ни с точки зрения научных исследований. Очевидным является и факт того, что налоговые органы всегда были осведомлены о способах получения налогоплательщиками налоговой выгоды. Непроведение выездных налоговых проверок на предмет выявления схем дробления бизнеса в отношении субъектов малого предпринимательства до настоящего времени, на наш взгляд, можно рассматривать как меру государственной поддержки указанных субъектов предпринимательской деятельности, оказываемой в том числе во исполнение Указа Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». В юридической литературе также справедливо отмечают, что в определенный период времени государству было выгодно рассматривать дробление бизнеса как законную налоговую оптимизацию.
В свою очередь, такие обстоятельства, как необходимость пополнения бюджета страны в условиях специальной военной операции, введение автоматизированной упрощенной системы налогообложения (подп. 7 п. 2 ст. 18 НК РФ; Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”» от 25.02.2022 № 17-ФЗ), изменение существующей упрощенной системы налогообложения в части необходимости оплаты налога на добавленную стоимость (п. 5 ст. 145 НК РФ, п. 8 ст.164 НК РФ) позволяют сделать вывод о том, что планирование бюджета страны осуществляется с учетом возможных доходов государства от оплаты налогов субъектами предпринимательской деятельности, доход которых превышает 60 млн руб. Более того, предоставление налогоплательщикам возможности получения налоговой амнистии небезосновательно наводит на мысли о том, что наиболее тщательные проверки со стороны налоговых органов будут проводиться в отношении бизнеса, который осуществляется взаимозависимыми лицами.
При описанных обстоятельствах в связи с тем, что в схемах по дроблению бизнеса всегда используются взаимозависимые лица (юридические, физические и индивидуальные предприниматели), актуальным как для научных исследований, так и в практических целях является вопрос о разграничении законного ведения предпринимательской деятельности взаимозависимыми лицами и противоправного дробления бизнеса с целью уменьшения налогооблагаемой базы.
Общие критерии для признания лиц взаимозависимыми (такие как служебная подчиненность, родственные связи, доля участия лица в организации — составляет более 25% от общего размера уставного капитала, осуществление полномочий единоличного исполнительного органа одним и тем же лицом и др.) закреплены в ст. 105.1 НК РФ. Вместе с этим в соответствии с п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г., суд вправе признать лица взаимозависимыми для целей налогообложения в случаях, не указанных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если у контрагента налогоплательщика (взаимозависимых лиц контрагента) имелась возможность оказывать влияние на принимаемые налогоплательщиком решения в сфере его финансово-хозяйственной деятельности.