Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС. Часть I
Аннотация
В статье исследуется один из критериев услуг в электронной форме для целей НДС, применяемый в НК РФ и Договоре о Евразийском экономическом союзе, — оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть. В работе проводится анализ аналогичных критериев, применяемых в ряде зарубежных стран. По итогам изучения данного вопроса сделан вывод о целесообразности дополнения определения электронных услуг в НК РФ ссылкой на возможность их оказания через сеть электросвязи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 01/2025 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2025-1-21-24 |
С 4 марта 2024 г. вступил в силу Протокол от 9 декабря 2022 г., гармонизирующий порядок обложения НДС услуг в электронной форме (далее — электронные или цифровые услуги), оказываемых поставщиком из одного государства — члена ЕАЭС покупателю в другом государстве — члене ЕАЭС. При этом в национальном законодательстве стран ЕАЭС, в том числе в России, сохраняются нормы, применимые при оказании электронных услуг иностранными поставщиками из стран за пределами ЕАЭС. В ряде случаев правовое регулирование в двух данных ситуациях различается, что может привести к нарушению принципа равенства налогообложения и искажению конкуренции на соответствующих рынках. Например, поиск маркетологом из Казахстана информации для российского заказчика о потенциальных покупателях как в онлайн-, так и в офлайн-источниках с последующим направлением отчета по факсу может быть признан электронной услугой, а в случае оказания данной услуги поставщиком из Турции или Узбекистана — уже нет. С учетом этого особенно важное значение приобретают детальный анализ критериев электронных услуг и обеспечение единообразия понятий в нормативных актах России и ЕАЭС.
НК РФ содержит следующие критерии цифровых услуг: 1) оказание через информационно-телекоммуникационную сеть (включая сеть Интернет); 2) автоматизировано; 3) с использованием информационных технологий. В отношениях между исполнителем и заказчиком из разных государств — членов ЕАЭС электронными признаются услуги, в отношении которых соблюдаются два следующих критерия: 1) услуги оказываются через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе сеть Интернет; и 2) оказание данных услуг невозможно без использования информационных технологий.
В данной работе рассматривается критерий оказания электронных услуг через информационно-телекоммуникационную сеть.
В статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть определяется как система, служащая для передачи информации по линиям связи. В законе также имеется важная оговорка о том, что доступ к ней обеспечивается с помощью вычислительной техники.
При этом, учитывая, что линии связи являются элементом сети связи, которая, в свою очередь, представляет собой сеть электросвязи или почтовой связи, можно сделать вывод о том, что основой информационно-телекоммуникационной сети является именно сеть электросвязи. Необходимо обратить внимание, что определение электронных услуг в ЕАЭС прямо предусматривает их оказание через сеть электросвязи, а из некоторых документов СНГ следует, что сеть Интернет, по сути, объединяет сети электросвязи различных стран. Во внутреннем законодательстве отдельных стран ЕАЭС установлено, что электронные услуги оказываются через информационную и телекоммуникационную сеть (электросвязь), в том числе через сеть Интернет (Армения), или через сеть телекоммуникаций и сеть Интернет (Казахстан).