Налоговый или доходный потенциал — выбор региона
Аннотация
На основе анализа отечественной и зарубежной научной и справочной литературы, а также законодательства РФ исследовано понятие налогового и доходного потенциалов территории в финансовой сфере. Предложены унифицированные определения налогового и доходного потенциалов территориальных образований. Анализ методик расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов по 50 регионам РФ показал преимущественный выбор регионами налогового потенциала, а не доходного.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 01/2025 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2025-1-16-20 |
Экономическое развитие страны зависит прежде всего от состояния доходной части бюджетов территорий, в том числе их налогового потенциала. Однако до сих пор в России сохраняется понятийно-терминологическая проблема — отсутствуют законодательно закрепленные унифицированные понятия доходного и налогового потенциалов региона, муниципалитета, что влияет на прозрачность выделения трансфертов на уровне прежде всего местных органов власти, затрудняет сравнительный анализ и оценку налоговых усилий властей в развитии своих территорий. Отсутствие единого понятия и понимания особой значимости потенциала в процессе выделения трансфертов позволяет министерствам финансов ряда регионов не размещать данные о потенциале своих муниципалитетов на официальных сайтах. В итоге сложно подтвердить соблюдение либо несоблюдение формульного подхода властями при распределении трансфертов. Непрозрачное выделение дотаций создает отрицательные бюджетные стимулы у местных органов власти (уменьшается мотивация к развитию экономики своих территорий), снижает их подотчетность (обязательство предъявлять отчет по использованию полномочий) перед вышестоящими органами и обществом, способствует негативному отношению населения к бюджетному процессу.
Становление законодательства РФ в сфере межбюджетных отношений с 1990-х годов сопровождалось разработкой теории и методологии оценки налогового потенциала. Поиск источников пополнения бюджетов регионов восстановил интерес к данной теме в последние несколько лет. При этом ряд работ опирается на понятие налогового потенциала, подразумевая под ним все налоговые поступления в местный бюджет или способность субъекта (Федерации) и его структур использовать налоговые ресурсы; другие руководствуются трактовками потенциала региональных методик оценки бюджетной обеспеченности; третьи исследуют налоговый потенциал как категорию экономической науки.
В статье предложен, во-первых, унифицированный подход к понятию потенциала в сфере межбюджетных отношений; во-вторых, дана общая оценка региональных методик расчета дотаций на выравнивание с точки зрения налогового и доходного потенциалов.
Налоговый или доходный потенциал территории
Использовать термин «налоговый потенциал» (taxable capacity) и репрезентативный метод его оценки в России предложил R. Bahl более тридцати лет назад. Становление бюджетного федерализма трансформировало межбюджетные отношения: предполагалось развивать фискальную автономию регионов, но в то же время создавать равные финансовые возможности территориям, внедряя формульный механизм выравнивания доходов. Новые финансово-бюджетные отношения требовали введения новой методологии и перехода к новой терминологии. Под налоговым потенциалом понималась местная налоговая база, которой могли распоряжаться местные органы власти (R. Bahl), тем самым местные власти получали стимулы к наращиванию собственных доходов региона и муниципалитетов. Понятие налогового потенциала становилось характеристикой финансовой самостоятельности территории, а также критерием выделения дотаций.