Страховые взносы для плательщиков налога на профессиональный доход: перспективы правового регулирования
Аннотация
В статье исследована проблема возможности установления обязанности исчисления и уплаты страховых взносов для плательщиков налога на профессиональный доход. Автор анализирует правовые аспекты включения самозанятых в систему обязательного социального страхования в контексте различных его видов. При этом отмечаются как возможные риски от введения обязательности уплаты страховых взносов, так и предполагаемые с точки зрения государства, самого налогоплательщика и его контрагентов-организаций выгоды. В качестве вывода отмечается необходимость развития правового регулирования обложения самозанятых налогоплательщиков страховыми взносами, которая может быть реализована в виде налогового эксперимента.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 01/2025 |
Страницы | 13-15 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2025-1-13-15 |
Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — НПД) введен в 2019 г. в формате налогового эксперимента, и на протяжении всего периода его реализации одним из дискуссионных вопросов является проблема возможности установления для налогоплательщиков самозанятых обязанности по уплате различных видов страховых взносов.
В настоящее время выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками НПД — физическими лицами, не имеющими статус индивидуальных предпринимателей, которые подлежат учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для организации (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”»), вступающих в отношения с такими налогоплательщиками. В качестве единственного обстоятельства, ограничивающего применение освобождения от обязанности по уплате самозанятыми страховых взносов, выступает сам налогово-правовой статус плательщика НПД: в случае превышения предельно установленной суммы дохода в текущем календарном году в размере 2,4 млн руб. физическое лицо одновременно теряет статус плательщика НПД, а также становится плательщиком страховых взносов. При этом самозанятые имеют право на добровольное перечисление страховых взносов, установленное подп. 1 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Интересно, что правила об освобождении плательщиков НПД от обязанности по уплате страховых взносов обычно характеризуются в юридической литературе в качестве особенности НПД как специального налогового режима. На наш взгляд, такую особенность логично дополнительно обозначать как исключительную, поскольку налогоплательщики, использующие другие специальные налоговые режимы, по общему правилу, плательщиками страховых взносов признаются.
Отметим, что отсутствие для самозанятых обязанности по уплате страховых взносов традиционно считалось одним из преимуществ, существенно облегчающим их работу, а также стимулирует к работе с ними организаций. Логика рассуждений в этом случае следующая: общее налоговое бремя самозанятых остается низким не только по причине установления минимальных ставок на доходы плательщиков НПД, но и ввиду отсутствия необходимости уплаты страховых взносов.
С другой стороны, имеются и негативные оценки факта отсутствия для самозанятых обязанности по уплате страховых взносов. Например, практикующие юристы характеризуют проблемы, связанные с пенсионным обеспечением самозанятых и сопряженной с ними уплатой страховых взносов как головную боль самих налогоплательщиков, характеризуя их при этом в качестве наименее защищенной категории лиц с точки зрения пенсионного обеспечения. Помимо этого, Р.М. Бозиев отмечал следующие проблемы, обусловленные отсутствием у самозанятых обязанности по уплате страховых взносов: во-первых, невозможность для индивидуальных предпринимателей уменьшать налогооблагаемую базу на сумму произведенных расходов, связанных с уплатой страховых взносов, и, во-вторых, снижение уровня социальных гарантий.