Дата публикации: 06.03.2025

Проекты законов об изменениях возраста наступления уголовной ответственности: общая характеристика и перспективы принятия

Аннотация

В статье рассматривается состояние законопроектной деятельности по вопросу о возрасте наступления уголовной ответственности. Отличительной чертой данной деятельности, как показано на примере конкретных законопроектов о внесении изменений и дополнений в УК РФ, следует считать попытки обладающих правом законодательной инициативы субъектов снизить возраст за те преступления, ответственность за которые изначально в УК РФ была установлена с 16 лет. Еще одной чертой рассматриваемой законопроектной деятельности признаны попытки установления пониженного (14 лет) вместо общего (16 лет) возраста уголовной ответственности за преступления, ответственность за совершение которых введена после принятия УК РФ. Сделан вывод о том, что законопроектная деятельность по снижению установленного в законе возраста уголовной ответственности (с 16 до 14 лет) или установлению пониженного возраста уголовной ответственности (14 лет) в обозримом будущем не прекратится, особенно с учетом той законодательной деятельности последних лет, в которой репрессивная составляющая представляется преобладающей.




Как показывает анализ законопроектной деятельности, в ней немало предложений об изменениях и дополнениях норм Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК, УК РФ), связанных с возрастом наступления уголовной ответственности. По нашему мнению, данное направление законопроектной деятельности следует рассматривать как важную составляющую в целом характеристики уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних, а принятые проекты (законы) — как часть этой политики.

Необходимо отметить, что многие из внесенных в ГД законопроектов были отклонены (сняты с рассмотрения) по заслуживающим поддержки основаниям.

Так, уже в следующем году после вступления УК РФ в силу — 19 декабря 1998 г. —Самарской губернской думой был внесен законопроект, по утверждению авторов которого судебная практика «свидетельствует, что зачастую в качестве сбытчиков наркотиков выступают несовершеннолетние граждане». В связи с этим, по мнению самарских губернских депутатов, «назрел вопрос о необходимости внесения дополнения в УК РФ в части установления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ лиц, достигших ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, активно участвующих в незаконном обороте наркотических средств, в том числе совместно со взрослыми». При этом каких-либо конкретных данных, подтверждавших приведенное мнение, авторы законопроекта (по крайней мере в пояснительной записке к нему) не приводили. Однако особенность законопроекта заключалась не только в том, что в нем предлагалось расширить перечень преступлений, за совершение которых уголовная ответственность должна наступать с 14 лет. В нем, опять-таки безосновательно, предлагалось исключить из ст. 20 УК третью часть. Что именно авторов законопроекта не устраивало в этой норме ст. 20 УК, было непонятно. Во всяком случае даже попытки обосновать данное предложение (в той же пояснительной записке к законопроекту) ими не было предпринято. То, что в итоге данный законопроект не был принят, естественно, не удивило специалистов. Удивило то, что он был снят с рассмотрения (даже не отклонен депутатами ГД) спустя лишь шесть лет после его внесения.

Следующую попытку расширить перечень преступлений, содержащийся в ч. 2 ст. 20 УК РФ, предпринял депутат ГД ФС В.Н. Лысенко. Им был внесен 26 октября 2001 г. законопроект о дополнении указанной нормы словами «организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (статья 232)». Депутат внесение данного законопроекта обосновывал необходимостью «ужесточения уголовных наказаний за незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработку, перевозку и пересылку наркотических или психотропных средств», что, по его мнению, «позволит остановить преступников, которые лишают жизни тысячи и тысячи наших сограждан». Через три года данный законопроект ожидаемо был отклонен, в том числе по причине отсутствия социальной обоснованности вносимого в нем предложения, «поскольку подростки в возрасте до 16 лет в подавляющем большинстве случаев являются не организаторами, а посетителями притонов, вовлеченными в потребление наркотиков».


Остальные статьи