Представители — адвокаты несовершеннолетних потерпевших от ятрогенных преступлений: дискуссионные вопросы обеспечения их участия в уголовном судопроизводстве
Аннотация
Работа посвящена роли адвокатов в качестве представителей несовершеннолетних потерпевших от ятрогенных преступлений. Автор статьи делает акцент на том, что защита жизни и здоровья детей, потерпевших от ятрогенных преступлений, представляет собой важный аспект современного российского процессуального права, что обуславливает актуальность настоящего исследования. Автор аргументирует свою позицию, говоря об интересе правоохранительных органов и представителей юридической науки к преступлениям ятрогенного характера, в том числе по отношению к несовершеннолетним пациентам. Целью работы являются изучение института представительства несовершеннолетних потерпевших от ятрогенных преступлений и предложение совершенствования этого института. В тексте статьи приведены примеры юридической практики о представительстве несовершеннолетних в делах о ятрогенных преступлениях. Особая роль в исследовании уделена роли адвоката в качестве представителей несовершеннолетних потерпевших от ятрогенных преступлений. Автор работы предлагает сделать роль адвоката в качестве представителя таких потерпевших обязательной и бесплатной. В работе приведены соответствующие правки в российское законодательство.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 01/2025 |
Страницы | 9-13 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2025-1-9-13 |
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью, охраняемой законом в Российской Федерации. Особую ценность представляют жизнь и здоровье детей, которые олицетворяют собой будущее нашего государства. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об охране здоровья») охрана здоровья детей является важнейшим и необходимым условием для физического и психического развития ребенка, а особой охране подлежат права несовершеннолетних и защита этих прав.
В то же время в работах отечественных ученых все чаще поднимаются вопросы о так называемых ятрогенных преступлениях — т.е. о тех преступлениях, которые совершаются медицинскими работниками в отношении пациентов во время оказания врачебной помощи. Ятрогенным преступлениям посвящена глава монографии под редакцией А.И. Рарога, затрагивают тему ятрогенных преступлений авторы работы «Современное биомедицинское право», о причинении как умышленного, так и неумышленного вреда пациентам медиками в ходе осуществления профессиональной деятельности рассматривается вопрос в монографии «Органы и ткани человека как предмет преступления». В ятрогенных преступлениях важна личность потерпевшего — иными словами, от преступлений такого характера страдают люди, вверившие жизнь и здоровье медикам, которые обязаны спасать эти ценности, однако подвергают их еще большей опасности. В.В. Радов справедливо, на наш взгляд, отмечает, что совершение преступления сотрудником медицинской организации в отношении несовершеннолетнего должно являться отягчающим обстоятельством, поскольку сам потерпевший не может в полной мере защищать свои права, что на повестку дня поднимает вопрос о необходимости наличия представителя по подобной категории уголовных дел.
Об интересе правоохранительных органов и представителей юридической науки к преступлениям ятрогенного характера, в том числе по отношению к несовершеннолетним пациентам, пишет А.А. Лавриненко: «ключевым основанием выделения их в самостоятельную группу являются особенности непосредственной жертвы преступления: общественно опасные последствия выражаются в причинении вреда здоровью ребенка либо в его смерти». Несовершеннолетние могут быть потерпевшими от ятрогенных (и от иных) преступлений, однако в большинстве своем они не могут представлять свои интересы самостоятельно в ходе уголовного процесса по соответствующему преступлению.
Особенность признания лица потерпевшим от ятрогенных преступлений заключается в том, что такое лицо, как отмечается рядом авторов, должно получить статус пациента медицинского учреждения. В пункте 1 ст. 20 Федерального закона «Об охране здоровья» сказано, что перед началом медицинского вмешательства требуется согласие от потенциального пациента. В пункте 2 указанной статьи говорится о том, что информационное согласие на медицинское вмешательство дается хотя бы одним родителем либо опекуном несовершеннолетнего. Однако из этого правила есть исключение: «несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него». При этом разрешение на трансплантацию органов несовершеннолетнего в любом случае должны дать его родители либо опекуны вне зависимости от того, сколько лет несовершеннолетнему пациенту.