От судных мужей к присяжным заседателям
Аннотация
Участие присяжных заседателей в судебном процессе рассматривается в статье в историческом аспекте. Рассматривается участие представителей населения в процессе рассмотрения дел на Руси. Под разными названиями свидетели доброй славы участвовали в судебном процессе, не являясь при этом аналогом присяжных заседателей. Представители населения появляются в русском суде в XVI в. и участвуют в процессе на равных правах с судьями вплоть до Судебной реформы 1864 г. Введенный в 1864 г. суд присяжных будет вновь сменен в советском суде народными заседателями как представителями населения.
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 03/2025 |
Страницы | 55-58 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-3-55-58 |
На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря 2024 г. в присутствии Президента РФ В.В. Путина обозреватель газеты «Московский комсомолец» Е.М. Меркачева затронула проблему участия в судебном процессе присяжных заседателей. Выступавшая много говорила об истории вопроса, в том числе утверждала, что участие в судебном процессе присяжных — исторически сложившаяся традиция на Руси с древнейших времен. Однако это совершенно не соответствует действительности.
Конечно, история суда присяжных тесно связана с участием населения в судебном процессе. В истории России представители общества могли либо свидетельствовать о характере поведения подсудимого, либо сами участвовать в осуществлении правосудия. В частности, в Древнерусском государстве суд осуществляли князь или назначенные им люди. Это была одна из обязанностей князя, о которой можно прочитать в древнейшем памятнике русского права — Русской Правде, а также в летописях.
О суде в Древней Руси писали как классики российской исторической и историко-правовой науки, так и современные авторы, так что участие в нем общества охарактеризовано достаточно четко. Но поскольку рассказы о неких «судных мужах» при князе появляются по сей день, следует остановиться на этом вопросе еще раз.
Упоминаемые в ст. 14 Краткой редакции Русской Правды (Академический список) «12 человек», на «извод» перед которыми идет ответчик, только своим числом напоминают количество присяжных заседателей. Ведь «извод» означает, что эти люди будут свидетельствовать о добропорядочности (или недобропорядочности) ответчика. Статья 18 Пространной редакции упоминает о семи послухах, которые «выводят виру», т.е. освобождают от бездоказательного обвинения в убийстве. В обеих статьях упоминаются свидетели доброй славы, т.е. люди, которые знают подсудимых и дают им характеристику. В ст. 12 Судебника 1497 г. те же послухи именуются «добрыми» людьми: «А на кого взмолвят детей боярскых человек пять или шесть добрых, по великого князя по крестному целованию, или черных человекь пять-шесть добрых христиан целовалников, что он тать…», но роль их в процессе такая же, как и послухов Русской Правды.
Примечательно, что в качестве свидетелей доброй славы в Судебнике 1497 г. привлекают служилых людей, детей боярских и черносошных крестьян, т.е. представителей основной массы служилых людей по отечеству и свободных крестьян-налогоплательщиков.