Правовой статус оператора цифровой платформы
Аннотация
В настоящей статье рассматривается правовой статус оператора цифровой платформы. В отечественном законодательстве нашли закрепление отдельные виды цифровых платформ, и соответственно, операторы этих платформ тоже названы в законе. Однако помимо закона операторы функционируют и на основании правил пользования платформой, что создает путаницу в правоприменении даже в рамках одного типа платформ. Обобщение опыта отечественного законодателя и владельцев платформ позволило автору выделить общие элементы в правовом статусе операторов разных типов платформ для формирования единого представления об операторе. В статье также выделяется ряд проблем, связанных с деятельностью оператора, и подчеркивается важность закрепления на законодательном уровне общего правового статуса «оператора цифровой платформы».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 03/2025 |
Страницы | 30-33 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-3-30-33 |
Цифровая трансформация гражданского оборота способствовала не только появлению новых способов осуществления предпринимательской деятельности, но и новых субъектов в гражданско-правовых отношениях. Именно субъектный состав предпринимательской деятельности на цифровых платформах выделяет ее на фоне классической предпринимательской деятельности, и центральной фигурой здесь выступает оператор цифровой платформы.
В отечественном законодательстве отсутствует единый подход к закреплению правового статуса оператора цифровой платформы. Правовой статус определяется в зависимости от типа цифровой платформы, определенной законом. Значимую роль в понимании статуса цифровой платформы также играют правила и пользовательские (лицензионные) соглашения платформ. Существует несколько случаев закрепления статуса оператора для отдельного вида платформы (владелец агрегатора информации, инвестиционной платформы, оператор финансовой платформы и т.д.), и даже этого регулирования недостаточно, и требуется обращаться к правилам цифровой платформы.
В то время как для не поименованных в законе платформ источниками информации о правовом положении операторов платформ выступают лицензионные соглашения и правила пользования платформой, однако и в данной ситуации мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единообразия в правилах пользования среди одного типа платформ. Так, к примеру, проблемой остается несоответствие положений правил пользования платформой нормам закона в части ответственности оператора платформы, в ряде случаев ответственность безосновательно исключается или сводится к минимуму.
В связи с существующими подходами к определению роли оператора цифровой платформы, которые отличаются своим многообразием, целесообразно разобраться в существующих нормативных правовых актах и рассмотреть правила пользования отдельных видов цифровых платформы для формирования единой системы прав и обязанностей, которая может быть дополнена и осложнена элементами, необходимыми отдельному виды платформ.
Рассматривая цифровую платформу как особый вид информационной системы, стоит обратиться к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где впервые идет закрепление понятия оператора. Оператором информационной системы может быть гражданин или организация, которые осуществляют деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных . В данной дефиниции законодатель дает возможность физическим лицам выступать в роли оператора наравне с юридическими лицами, а деятельность такого оператора заключается в использовании информационной системы в широком понимании (не ограничиваясь только функцией обработки информации из баз данных).