Особенности процесса доказывания по уголовным делам, подлежащим рассмотрению судом присяжных заседателей
Аннотация
В статье раскрываются некоторые особенности сбора и закрепления доказательств по уголовным делам, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей. Особое внимание акцентируется на том, что следователь, собирая и закрепляя информацию доказательственного характера, должен иметь четкое представление о том, как таковая будет использована сторонами в состязательном уголовном процессе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовное судопроизводство № 01/2025 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/2072-4411-2025-1-20-24 |
Сбор доказательств органами предварительного расследования по уголовным делам, по которым законом предусмотрена возможность их рассмотрения с участием присяжных заседателей, в силу целого комплекса объективных и субъективных причин имеет целый ряд тактико-криминалистических особенностей, на что последовательно обращает внимание судья Верховного Суда РФ (в почетной отставке) профессор Н.А. Колоколов.
Данная тема во всей ее глубине также была затронута и нами, в частности, в коллективной монографии «Мировая юстиция и суд присяжных: инновации Великой судебной реформы 1864 года, доказавшие свою жизнеспособность в XIX веке».
Если предельно кратко, то указанные выше особенности заключаются в следующем. Во-первых, в ходе досудебного производства основной акцент следователем должен делаться на обстоятельствах, непосредственно входящих в предмет исследования присяжными заседателями, поэтому доказательства, перечисленные в обвинительном заключении, излагаются системно, блоками: по событию преступления, степени причастности лиц к совершению преступления, мотивам преступления относительно каждого обвиняемого.
Одновременно обращаем внимание следователей на то, что некоторые, на первый взгляд малозаметные, «промежуточные» факты способны существенно переформатировать общую картину произошедшего события в умах «судей из народа».
В названной выше коллективной монографии профессор Н.А. Колоколов приводит интересный пример по делу Б., который в соответствии с вердиктами присяжных заседателей трижды (!) был оправдан Курским областным судом. Уже в ходе первого судебного разбирательства выяснилось, что сторона обвинения располагает только одним (!) более или менее «серьезным доказательством» — ключами от автомобиля потерпевшего «Шкода», обнаруженными в машине подсудимого «Нива».