Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
Аннотация
Гарантированное местному самоуправлению Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту на практике сталкивается с пробелом в законодательстве, наличием различного истолкования одних и тех же норм в различных судебных инстанциях. В статье анализируется применение судами конституционно-правовых принципов местного самоуправления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2025 |
Страницы | 50-53 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-2-50-53 |
Местному самоуправлению, согласно положениям ст. 133 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), гарантируется право на судебную защиту. Вместе с тем не во всех случаях нормы законодательства в той или иной сфере осуществления своих полномочий органами местного самоуправления являются достаточными и исчерпывающим образом регулирующими те или иные отношения, что создает проблемы при рассмотрении судебных споров. Как указывает А.А. Петроградская, «особое значение для понимания специфики судебной защиты органов местного самоуправления имеют решения судов общей юрисдикции. С одной стороны, они, как известно, не являются источниками права, с другой стороны, правоведы справедливо рассматривают их как образцы разрешения различных проблем функционирования местного самоуправления в РФ. Выводы, содержащиеся в решениях судов общей юрисдикции, зачастую активно используются в процессе совершенствования нормативно-правовых основ деятельности местного самоуправления». Указанное актуализирует необходимость рассмотрения вопроса о том, как суды судебной системы Российской Федерации при рассмотрении споров с участием органов местного самоуправления готовы обращаться и применять при осуществлении принципы и нормы Конституции РФ, регулирующие сферу местного самоуправления.
В контексте применения конституционно-правовых принципов местного самоуправления в судебной практике следует уделить внимание одному из наиболее ярких проявлений реализации нового конституционного принципа единства публичной власти, который нашел свое применение в споре о ликвидации несанкционированных свалках на землях государственной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена. В указанных спорах суды традиционно исходили из презумпции вины органов местного самоуправления в образовании свалок и, соответственно, о возложении на них обязанности по самостоятельной ликвидации таких свалок.
Даже неоднократно высказанные Конституционным Судом Российской Федерации правовые позиции по аналогичным спорам не привели к развороту практики и отказа судов от огульного привлечения органов местного самоуправления в качестве виновных по спорам о ликвидации несанкционированных свалок и возмещении расходов, понесенных при их ликвидации региональным операторам.
Только прямое указание Конституционного Суда в Постановлении от 30 мая 2023 г. № 27-П на неконституционность применяемых судами норм законодательства, на необходимость руководствоваться принципом единства публичной власти, а также недопустимость их истолкования в смысле, предполагающем ответственность только органов местного самоуправления за ликвидацию несанкционированных свалок, немного склонило чашу весов в сторону муниципальных образований. Например, в Красноярском крае при реализации предписаний указанного постановления начала формироваться новая судебная практика, предполагающая ответственность всех уровней публичной власти при ликвидации несанкционированных свалок, что выражается в определении различных пропорций софинансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок при участии всех трех уровней публичной власти.