Проблематика концепции публичной власти в субъектах Российской Федерации
Аннотация
В статье исследуются актуальные проблемы совершенствования системы публичной власти в субъектах Российской Федерации, в том числе в сфере конституционно-правовых основ построения взаимосвязей между элементами этой системы. В рамках научной дискуссии выявлены точки роста для дальнейшего развития региональной системы публичной власти в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2025 |
Страницы | 40-44 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-2-40-44 |
Изучение сущностных свойств категории «публичная власть» в современных исследованиях раскрывается через анализ содержания публично-правовой сферы отношений, в которой принимают участие субъекты властной деятельности. Специфика публично-правовой сферы выражается в том числе в том, что субъектом таких отношений выступает коллективное лицо — само общество, при этом необходимо учитывать, что такой общественный интерес направлен на обеспечение его (общества) целостности, стабильности его жизнедеятельности и развития независимо от того, получил он закрепление в праве или нет. Таким образом, общественный интерес следует отличать от публичного, прежде всего потому, что последний всегда легален, урегулирован правом, соответствует существующим в обществе представлениям о приоритетах и путях его развития, предусматривает особый, императивный порядок реализации.
За последние два десятилетия в науке конституционного права появилось значительное количество исследований, посвященных публичной власти.
Первой основательной попыткой комплексного исследования природы и сущности публичной власти Российской Федерации является выпущенная в 1999 г. монография А.А. Югова «Правовые основы публичной власти в Российской Федерации». Автор указывает, что публичная власть является особой самостоятельной разновидностью власти, не совпадающей по объему с властью государственной. После этого в большом количестве начинают появляться новые работы, предметом исследования которых становится публичная власть.
При этом, как отмечают некоторые авторы, именно А.А. Югов в своих работах заложил основы для разработки современной концепции публичной власти, сформулировав ее структуру. Также в своих исследованиях А.А. Югов выделяет особую форму функционирования публичной власти — корпоративную власть, основу которой образуют институты гражданского общества. Вместе с тем, как показала дальнейшая практика государственного строительства, участие институтов гражданского общества в качестве самостоятельной формы публичной власти так и не получило своего полноценного развития в России.
Д.Л. Сурков, анализируя Основной Закон Российской Федерации, отмечает, что с учетом установленного разделения предметов ведения федерации и субъектов заложены возможности фактической «экспансии» правового регулирования отдельных вопросов со стороны центра, что не оставляет регионам возможности для принятия собственных законодательных актов даже в сфере совместного ведения. Полагаем данную точку зрения обоснованной ввиду того, что в тексте самой Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) заложены условия для возможной узурпации федеральными органами государственной власти. В рамках той или иной сферы правового регулирования по предметам совместного ведения фактическое правотворчество субъектов РФ становится возможным только на основе законов, принятых в той или иной сфере федерацией (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).